Михаил Булгаков начинал ингушским драматургом. К 125-летию со дня рождения писателя

Михаил Булгаков начинал ингушским драматургом. К 125-летию со дня рождения писателя

1
14 Мая 2016

Михаил Булгаков начинал ингушским драматургом. К 125-летию со дня рождения писателя

Завтра 15 мая исполняется 125 лет со дня рождения классика мировой литературы, автора бессмертного романа "Мастер и Маргарита", Михаила Булгакова. Примечательно, что именно на Кавказе, в Ингушетии Булгаков расстался с профессией врача и занялся литературной деятельностью. И как бы ни были слабы его первые пьесы, как бы он сам их ни критиковал, с них начался его писательский гений, они же сослужили большую службу в начинании театрального дела ингушей во Владикавказе.

Немного истории. В 1920 году в газете «Горская беднота» выходит статья под призывным заголовком «Нужно создать театр для горцев». Газета писала: «Нужно создать для них театр. Это первейшая задача работы в области искусства среди горских народов. Но как ее осуществить? При отсутствии письменности и своего драматического творчества, задача эта труднейшая».

Одними из организаторов будущей ингушской труппы во Владикавказе стали студенты педтехникума. Знаменательно то, что волею судьбы с драматическим искусством ингушей в 1920-1922 годах связано имя одного из крупнейших писателей современности М. Булгакова. В его «Записках на манжетах» с присущим Булгакову сарказмом и юмором, с биографической точностью отражена жизнь его на Кавказе. В 1919 году началась его литературная деятельность, которая совпала с первыми национальными постановками и организацией ингушской труппы во Владикавказе.

В 1920 году Булгаков получает назначение заведывать подотделом искусств во Владикавказе. Работал он вместе с Тамарой Тонтовной Мальсаговой, сотрудницей Ингушского отдела народного образования, которой принадлежала инициатива «привлечь Булгакова как драматурга» (Т. Мальсагова впоследствии сама примет активное участие в работе труппы как актриса). Речь идет о последней пьесе кавказского периода писателя «Сыновья муллы», написанной для ингушской театральной труппы. Соавтором Михаила Булгакова мог быть Абдул-Гамид Гойгов, тогда, в 1920—1921 годах, молодой партийный и хозяйственный работник, впоследствии ингушский прозаик и драматург, или кумык Туаджин Пейзулаев, уроженец селения Аксай в Дагестане.

В 1920 году во Владикавказе возникает народная драматическая студия, в которой Булгаков преподает. Во Владикавказе его хорошо знали, он часто выступал с лекциями о литературе и музыке, открывая концерты вступительным словом о композиторах, вел занятия в драматической студии и народном университете. Затем, в 1921 году, открывается Народный художественный институт с театральным факультетом. В Ингушетии, как и в других соседних республиках, в это время создается множество драматических кружков художественной самодеятельности. В первом ингушском драматическом кружке занимались юноши и девушки: Тамара и Нина Укуровы, Нина Бекбузарова, Ахмед Горбаков, Магомед Ханиев, Яков Пенкович. Помимо этих любителей, в кружке были задействованы два бывших петербургских актера - С. Федоров и Богуславский.

Впервые в Ингушетии они показали на профессиональной сцене театра национальный спектакль. Пьеса «Сыновья муллы», написанная М. Булгаковым на местном материале, особенно пришлась по сердцу горцам. Премьера состоялась 15 мая в день рождения писателя. На афишах было написано: «Смотрите пьесу в 3-х актах, которая повествует о жизни ингушей».





 

График работы театра:
Администрация: 
09:00 -17:00. 
Творческий состав:
11:00-17:00.