Title

О театре

1

 


       Еще в начале 20-х годов талантливая Ингушская молодежь и интеллигенция создали свой народный театр. Постепенно он рос, набирался опыта, пополнялся и его репертуар. В те годы в составе театральной трупы находились такие представители ингушской интеллигенций, как поэтесса Фатима Мальсагова, основоположник ингушской письменности Заурбек Мальсагов, молодые еще А-Х.Гойгов, И.Базоркин и другие.

15 мая 1921 году в городе Владикавказе состоялась премьера спектакля М.Булгакова «Сыновья муллы», которая прошла с большим успехом и была с интересом принята в республикой. К 1927 году была написана пьеса З.Малсагова «Салихьат», «Классовая борьба в ауле» и Д.Дахкильгова «Знахарка».

В 1929-30гг. организовался драмкружок при Ингушском педагогическом институте, где в то время учились: Идрис Базоркин, Хажбикар Муталиев, Ибрагим Оздоев, Хамзат Осмиев. Будучи студентом Хажбикар Муталиев написал пьесу «Око за око, зуб за зуб».

В 1931 году на первой Северо-Кавказкой олимпиаде искусства горских народов (она проходила в Растов –на-Дону) ингушская театральная студия,

показав пьесу Д. и О.Мальсаговых «Перелом», заняла первое место. В пьесе играли: Ф.Мальсагова, А.Саидова, И.Базоркин, О.Мальсагов. Оформление было сделано ингушом Гази Даурбековым, получивший образование в Ленинградской Академий художеств.

В конце 1932 г. во Владикавказе при отделе народного образования была открыта ингушская театральная студия.

С первых дней Великой Отечественной войны труппа, разбившись на бригады, выехали в районы, имея в репертуаре антифашистские произведения малых форм.

В1934 году ингушский народ был лишен своей автономий. С 1934 года со дня образования ЧИАССР, ингушский театр перестал существовать.

В 1958 году в Чечено-Ингушском театра работал всего один ингуш Хадзиев. М-Г. С 1934 по 1978 год в Чечено-Ингушском театре не был поставлен ни один спектакль на ингушском языке. За вывеской «Чечено-Ингушский» фактически существовал Чеченский театр.

После событий февраля 1973 года решением правительства создается ингушская студия при Ленинградском государственном институте, театра музыки и кинематографии (руководитель Народный артист СССР, профессор В.В.Меркурьев и И.В.Мейерхольд), которая должна послужить базой для создания Государственного ингушского драматического театра.

В 1978 году дипломированные специалисты (около 30 чел.) вернулись в родную республику, с целью создать ингушский театр, но их ввели в состав труппы Чечено-Ингушского драматического театра им. Х.Нурадилова.

С 1978 по 1987 год ингушская труппа при Чечено-Ингушском государственном драматическом театре им. Х.Нурадилова ставила много хороших, а также и классические пьесы такие как: «Слуга двух господ» К.Гольдони, «Коварство и любовь» Шиллера, «Когда гибнут сыновья» С.Чахиева, «Брак по неволе» Моллера, «Ревизор» Н.Гоголь и т д.

В 1987 г. ценой огромных усилий коллективов театра и Союза театральных деятелей РСФСР, наконец-то, решением Совета Министров ЧИАССР, от 28.12.1978 г. был создан государственный ингушский театр. Десять лет потребовалось творческому составу, чтобы пробить статус отдельного национального театра.

В 1992 году приказом министра культуры Чеченской Республики от 1-го сентября, в связи с образованием Ингушской Республики снято финансирование Ингушского государственного драмтеатра.

Постепенно творческий состав театра пополнялся выпускниками разных театральных Вузов. Так в 1981г. - закончила Воронежский институт искусств Кодзоева Дугурхан. В 1984 году - закончили Тбилисский театральный институт 13 чел. , из них 3 актера работают в театре (Зангиев Р., Галаев.М., Нальгиев.М.).В 1994 году - закончили ЧИГУ 6 человек, из них 5 человек работают в театре.

Ингушский государственный драматический театр был переведен с территорий Чеченской Республики в г.Назрань Ингушской Республики. Художественным руководителем ингушского драмтеатра является Чахкиев Иса Абдулович. В 1978 году он окончил Ленинградский театральный институт, затем 1983 г. и аспирантуру ЛГИТМ и К, по окончаний которой 8 лет работал заведующим кафедрой в Алма-Атинском театрально- художественном институте.

С 1994 года театром было показано много хороших спектаклей таких как: В.Хамхаева «Народ бессмертен», Э.Сусуркиевой «Как Исса стал господином», «Чудо праздник», С.Ахмад «Бунт невесток», С.Чахкиев «Когда гибнут сыновья» «Асхад Бендер», «Террор», К.Гольдони «Трактирщица», «Школа мужчин», А.Ведзижева «Божья гостья», «Ревизор».Н.Гоголь, Г.Лорка «Кровавая свадьба»,С-Х Аушева «Народный родник» и т. д.

В 2004 году Ингушский государственный драматический театр им.И.Базоркина отметил свой 25 – летний юбилей. Торжественное мероприятие, посвященное этому знаменательному событию началось премьерой спектакля по пьесе Б.Горчханова «Рука судьбы». Спектакль имел большой успех, произошло рождение ингушской комедий. На сцене зазвучал колоритный ингушский язык, тонкий и острый юмор. Поздравить театр с юбилеем пришло много почетных гостей, руководители различных министерств и ведомств, главы администраций преподнесли юбилярам ценные подарки. Все они отмечали, что театр является одним из главных звеньев культурной жизни театра. 25 лет - небольшой срок для становления творческого коллектива, формирования его традиций, и все же год за годом расширялся репертуар театра, оттачивались мастерство актеров. Многие постановки театра пользовались успехом у зрителей и были высоко отмечены российскими театральными критиками.

1 октября 2005 г. 28-й театральный сезон открылся с премьерой спектакля по роману известного ингушского писателя А.Бокова «Сыновья Беки», который повествует о событиях прошедших в Ингушетии в предреволюционные годы. В спектакле были задействованы лучшие силы профессионального коллектива – народные артисты РИ А.Кодзоева, М.Озиев, Э.Сусуркиева, З.Дошхаклоева и др. Спектакль «Сыновья Беки» стал творческим стартом для выпускников актерского факультета Краснодарского университета культуры и искусств - Е.Костоева, З.Цурова, А.Мальсагова, З.Гондалоевой, З.Евлоевой, Х.Ганиевой, Д.Мержоевой, Х.Мархиевой.

Режиссер постановщик народная артистка РИ Р.Мальсагова. У нее особый режиссерский стиль. Особенно ей удаются постановки трагического и драматического характера. И зрители, и актеры восхищались ее постановкой по пьесе Гарсия Лорки «Кровавая свадьба». Как режиссер - постановщик этой работы она была удостоена специальной премий жюри фестиваля «Сцена без границ» (г.Владикавказ).

В 2006 г. в театре был восстановлен спектакль из «грозненского» репертуара «Мой мальчик» по пьесе С. Чахкиева. Режиссер- постановщик- Магомед - Башир Костоев.

Пьеса написана во времена «развитого социализма», но и по сей день не утратила своей актуальности Сюжет пьесы о жизни селян, отстаивающих свои интересы в контексте старой как мир дилеммы добра и зла. Мастерски справились с образами своих героев Муртаз Озиев, сыгравший заведующего фермой Жамбота, узурпировавшего коллектив и считающего ферму своим личным хозяйством, Айшет Кодзоева - мать главного героя, Рая Дзейтова, Адам Бузуртанов, Ваха Хадзиев, Зелимхан Цуров, Хава Ганиева, Диана Мержуева, Зарета Гандалоева, Яраги Костоев. Добро победило: самодур и казнокрад Жамбот выдворен из директорского кабинета, а молодые работники добиваются сохранения фермы.

Восстановлен спектакль «Рука судьбы» по пьесе Б. Горчханова , режиссер- постановщик Э.Курашинов

Две ингушские семьи, во главе одной достопочтенная мать Забанет, воспитавшая послушных детей. Члены другой семьи – спекулянты и алкоголики. Интрига комедии заключается в том, что неблагонадежные соседи пытаются выдать свою девушку замуж за соседского сына Махьмадхана, приехавшего домой на побывку из Москвы, и одновременно женить своего беспутного и вечно пьяного Ахьмада на учительнице - невесте Махьмадхана. Благодаря смышленому и решительному двоюродному брату Русланбик «Рука судьбы» все расставила по своим местам. В спектакле заняты актеры: Рая Дзейтова, Муслим Албогачиев, Зульфия Кукурхоева, Адам Бузуртанов, Ася Сусуркиева, Зарета Гандалоева, Хава Ганиева, Махмуд Нальгиев, Ваха Хадзиев.

В январе 2009 года состоялась премьера народной драмы- спектакля «Падение Жанхота» по пьесе С. Чахкиева. А уже в апреле того же года спектакль был приглашен на фестиваль «Золотая маска» («Маска+»), где получил высокую оценку критиков. Ингушский драматический театр им. И. Базоркина участвовал на фестивале во внеконкурсной программе, но когда жюри фестиваля посмотрело «Падение Жанхота» во всеуслышание было заявлено, что от национального театра не ожидали такого уровня мастерства, спектакль вполне мог претендовать на одно из призовых мест. Очень высоко были отмечены работы Муртаза Озиева, Ахмеда Евлоева и Махмуда Нальгиева, сыгравших ведущие роли. Также в спектакле были заняты Рая Дзейтова, Ваха Хадзиев, Зелимхан Цуров, Муслим Албогачиев, Адам Бузуртанов, Ваха Хадзиев и др.

Хотя спектакль рассказывает о событиях древности, проблемы, поднятые в нем все также актуальны и сегодня. Этот спектакль сродни «Слову о полку Игореве», основным лейтмотивом которого является идея объединения народа как обязательное условие безопасности и успешного процветания. Красной нитью через все действие спектакля проходит идея невозможности жить в одиночку, даже если ты силен и богат. А также осуждение надменности, высокомерия и чувства превосходства над другими. Падение Жанхота - это нравственное падение, это несостоятельность его идеалов и жизненных критериев.

Театр - это важная и неотъемлемая часть духовной жизни общества. Основание Ингушского государственного театра явилось большим вкладом в развитие национального искусства. 



 

График работы театра:
Администрация: 
09:00 -17:00. 
Творческий состав:
11:00-17:00.