Современный терроризм
1Современный терроризм
Организация общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации
В конце ХХ века терроризм как социальное явление приобрел глобальный характер. Российская Федерация одной из первых столкнулась с его
проявлениями, понесла значительные человеческие и материальные потери. Возникла реальная угроза территориальной целостности государства.
Все это потребовало от руководства нашей страны неотложных и решительных действий по созданию адекватной системы борьбы с терроризмом.
После одного из крупнейших и наиболее циничных террористических актов в современной истории — захвата школы в городе Беслане (Республика Северная Осетия-Алания), жертвами которого стали 342 человека, в том числе 186 детей,
Президентом Российской Федерации в сентябре 2004 года было принято решение кардинально изменить подходы к антитеррористической деятельности, в том числе путем привлечения к решению данной задачи всех министерств,
ведомств и гражданского общества страны. «Борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом, и потому так важно активное участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества», –
сказал Президент России на расширенном заседании Правительства в сентябре 2004 года*.
В результате в начале 2006 года Федеральным законом «О противодействии терроризму» и Указом Президента России «О мерах по противодействию терроризму» было закреплено создание качественно новой общегосударственной системы противодействия этому опасному явлению. В основу ее формирования был положен переход от преимущественно силового подавления очагов терроризма (борьбы с терроризмом) к комплексной работе на данном направлении
(противодействию терроризму). Система включает в себя меры по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, а также деятельность по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
10 марта 2006 года в качестве основной организационной координирующей структуры для ведения этой работы был образован Национальный
антитеррористический комитет (Комитет, НАК), а для организации межведомственного взаимодействия при пресечении террористических актов
и управления контртеррористическими операциями в его составе был создан Федеральный оперативный штаб (ФОШ, Штаб).
В эти государственные органы входят руководители Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства транспорта, Министерства здравоохранения и других государственных структур. Важной особенностью Комитета является то, что в него помимо руководителей федеральных органов исполнительной власти входят также представители руководства обеих палат российского парламента, Администрации Президента и Правительства России.
Председателем Национального антитеррористического комитета по должности является Директор ФСБ России.
Работа по противодействию терроризму организована во всех 83 регионах страны, где созданы соответствующие антитеррористические комиссии (АТК), возглавляемые главами субъектов, и оперативные штабы (ОШ), руководителями которых выступают начальники территориальных органов безопасности. В настоящее время завершается работа по созданию соответствующих структур и в первичном звене управления — муниципальных образованиях, что позволит завершить в полном объеме формирование единой вертикали антитеррористической системы от федерального до местного уровня.
Для обеспечения функционирования Комитета и Штаба на постоянной основе, анализа состояния общегосударственной системы противодействия
терроризму, подготовки необходимых предложений по ее оптимизации, а также для осуществления контроля и оказания практической и методической помощи антитеррористическим комиссиям и оперативным штабам в регионах России в составе Федеральной службы безопасности создан аппарат Национального антитеррористического комитета.
Таким образом, организационная основа противодействия терроризму представлена в настоящее время в виде двух взаимоувязанных
вертикалей, осуществляющих управление антитеррористическими мероприятиями в Российской Федерации. Первую из них составляют структуры, осуществляющие координацию деятельности органов исполнительной власти по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации его проявлений: Комитет и АТК.
Вторую вертикаль — структуры, осуществляющие управление мероприятиями по борьбе с терроризмом: ФОШ и ОШ.
Наиболее значимыми чертами новой системы являются:
- Комплексное решение вопросов по всем трем направлениям противодействия терроризму: предупреждению терроризма, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; борьбе с терроризмом; минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма. При этом основные усилия сосредотачиваются в последнее время именно на профилактике терроризма, в том числе на противодействии его идеологии.
- Четкое разделение компетенции в области противодействия терроризму между различными органами исполнительной власти.
- Наделение необходимым объемом правомочий руководителей всех координационных структур (Комитета, Федерального оперативного штаба, антитеррористических комиссий, оперативных штабов). Они вправе и обязаны единолично, без предварительного согласования с федеральными властями, принимать на местах решения и организовывать их реализацию в рамках предоставленных им полномочий.
- Включение в состав Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба исключительно руководителей заинтересованных министерств и ведомств, наделенных правом единолично принимать окончательные решения.
- Усиление персональной ответственности соответствующих руководителей (в сфере противодействия терроризму — глав субъектов Российской Федерации, в сфере борьбы с терроризмом – руководителей территориальных органов федеральной службы безопасности).
- Заблаговременная разработка порядка действий и планов антитеррористических мероприятий и их практическая реализация в ходе
тренировок (не менее четырех в год для каждого субъекта Федерации). Регулярное проведение международных антитеррористических учений, на которые в качестве наблюдателей приглашаются представители различных зарубежных государств и международных организаций.
В результате указанных изменений были устранены системные недостатки ранее действовавшего антитеррористического законодательства и разработан юридический институт профилактики терроризма, которая ранее рассматривалась как вспомогательное средство при пресечении террористических проявлений.
Появилось понимание того, что терроризм — это сложное социально политическое явление, а не обычное уголовно наказуемое правонарушение и в борьбе с ним не может преобладать один силовой подход.
В развитие действующего законодательства 5 октября 2009 года Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации — основополагающий документ, дополнивший положения Федерального закона «О противодействии терроризму» и сформулировавший ключевые подходы нашей страны к организации дальнейшей антитеррористической деятельности. При разработке Концепции были учтены такие фундаментальные факторы, как расширение географии терроризма и интернациональный характер террористических организаций, повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой, стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения, попытки использования терроризма как
инструмента вмешательства во внутренние дела государств и т.п.
С учетом того, что силовые меры по борьбе с терроризмом дают лишь временный эффект, не позволяя полностью искоренить данное явление,
повышенное внимание в Концепции уделяется предупреждению (профилактике) терроризма по следующим основным направлениям:
а) создание системы противодействия идеологии терроризма;
б) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;
в) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.
Не менее важной признается и забота о людях, пострадавших при совершении теракта. В ходе реализации мер по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма решаются следующие задачи:
а) оказание экстренной медицинской помощи;
б) медико-психологическое сопровождение аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий;
в) социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвовавших в его пресечении;
г) восстановление нормального функционирования и экологической безопасности подвергшихся террористическому воздействию объектов;
д) возмещение морального и материального вреда лицам, пострадавшим в результате террористического акта.
Существенное место в Концепции уделено ресурсному обеспечению антитеррористической деятельности. Предусмотренная в качестве одного
из основных подходов концентрация материально-технических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях обеспечения деятельности субъектов противодействия терроризму достигается в рамках реализации соответствующих федеральных целевых программ (ФЦП).
В рамках ФЦП комплексно реализуются мероприятия, которые позволяют:
- установить единую систему подготовки сотрудников различных ведомств, специализирующихся на борьбе с терроризмом;
- совершенствовать современные специальные упреждающей информации о действиях и намерениях террористических группировок;
- разработать новое оборудование и вооружение для пресечения террористических актов;
- значительно повысить антитеррористическую защищенность критически важных объектов;
- а также решить иные, не менее важные задачи.
Важным этапом работы по дальнейшему совершенствованию антитеррористического законодательства стало создание развивающей мировую
практику уровневой системы ситуационного реагирования на террористические угрозы. В рамках указанной системы предусматривается возможность установления трех уровней террористической опасности:
повышенный — «синий»;
высокий — «желтый»;
критический — «красный».
Решение об установлении, изменении либо отмене повышенного и высокого уровней террористической опасности в пределах территории субъекта Российской Федерации принимает председатель антитеррористической комиссии
в соответствующем субъекте Российской Федерации по согласованию с руководителем территориального органа безопасности. Установление
критического уровня террористической опасности
находится в исключительной компетенции Председателя Национального антитеррористического комитета по представлению председателя антитеррористической комиссии в соответствующем регионе.
Уровень террористической опасности может устанавливаться на срок до 15 суток. При установлении уровней террористической опасности принимаются дополнительные меры по обеспечению безопасности личности, общества
и государства в пределах установленной компетенции по заранее разработанным планам.
В связи с этим на начальника территориального органа безопасности (руководителя оперативного штаба) возложена ответственность за организацию:
- внеплановых мероприятий по проверке информации о возможном совершении террористического акта (при установлении повышенного уровня террористической опасности);
- дополнительных тренировок оперативных групп в муниципальных образованиях, а также сил и средств, привлекаемых к проведению КТО (при установлении высокого уровня террористической опасности);
- мероприятий по приведению в готовность сил и средств, привлекаемых к КТО (при установлении критического уровня террористической опасности).
Важно отметить, что введение уровней террористической опасности не ограничивает прав и свобод граждан, но предусматривает необходимость принятия дополнительных мер органами власти по недопущению возможного террористического акта.
Кроме того, в рамках данной системы уровней террористической опасности предъявляются более высокие требования к взаимодействию между
руководителями оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации.
В целом, в результате принятых мер, отмечается поэтапное снижение террористической активности (в 2009 году совершено 1030 преступлений
террористической направленности, в 2010 году — 779, в 2011 году — 365, в 2012 году — 316, в 2013 году — 218). Сломлено открытое противостояние со
стороны бандгрупп, выражавшееся в масштабных вооруженных нападениях на гражданские объекты, на силы федерального центра и органы власти
на местах.
Такие позитивные сдвиги объясняются прежде всего надлежащей реализацией норм антитеррористического законодательства и функционированием эффективной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Значимый результат принимаемых антитеррористических мер во многом обусловлен слаженностью и согласованностью действий всех взаимодействующих структур, и российский опыт это наглядно доказывает. Именно в этом: профилактика терроризма, в том числе противодействие его идеологии, упреждающем формировании и обучении привлекаемых к силовым операциям сил
и средств, а также в эффективности проводимых контртеррористических мероприятий кроются, на наш взгляд, основные условия повышения результативности всей системы противодействия терроризму.
Подводя итог вышеизложенному необходимо отметить, что Национальный антитеррористический комитет не намерен останавливаться на достигнутом.
С течением времени общегосударственная система противодействия терроризму будет развиваться, становиться гибче, приобретать более глобальный, в том числе международный характер, для чего к диалогу приглашаются
все заинтересованные международные организации и отдельные страны. Российская Федерация к такому сотрудничеству готова.
Об итогах деятельности Национального антитеррористического комитета в 2012 году
Национальным антитеррористическим комитетом подведены итоги работы за 2012 год.
Общегосударственная система противодействия терроризму функционировала в условиях сохранения высокого уровня террористических угроз. Наиболее сложной оставалась обстановка в Северо-Кавказском федеральном округе.
В 2012 году в Российской Федерации совершено 316 преступлений террористической направленности (в 2011 году — 365, в 2010 году — 779), в том числе три террористических акта (в 2011 году — 12, в 2010 году — 27).
В ходе контртеррористических операций при оказании вооруженного сопротивления уничтожен 391 участник бандподполья, в том числе 52 главаря; задержан 661 человек из числа бандитов и их пособников. К отказу от террористической деятельности склонены 60 человек.
Среди уничтоженных бандглаварей: эмиссар международной террористической организации «Аль-Каида», координатор деятельности бандподполья в Республике Дагестан, иностранный наемник «шейх Абдусалам»; т.н. военный эмир Дагестана Даудов; главарь бандподполья в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках Татчаев; т.н. военный эмир Ингушетии Циздоев, главарь бандподполья Кабардино-Балкарской Республики Батырбеков; главарь т.н. цунтинской бандгруппы (Республика Дагестан) Магомедов и др.
На стадиях подготовки предотвращено 99 преступлений террористической направленности. Так, в г. Москве задержан активный член МТО «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» гражданин Республики Таджикистан, осуществлявший подготовку террористического акта на одном из объектов Октябрьской железной дороги; в г. Лобня Московской области задержаны члены экстремистской группировки «Таухид валь джихад», связанные с бандподпольем Дагестана и готовившие преступление в г. Москве; в Калининградской области задержаны двое граждан, готовившие теракт в день выборов Президента Российской Федерации и депутатов окружного совета; на железнодорожном вокзале г. Вологды обнаружена и специалистами-взрывотехниками обезврежена противопехотная мина нажимного действия, находившаяся во взведенном состоянии и т.п.
Выявлено и уничтожено 546 баз (схронов), 18 подпольных лабораторий по изготовлению, ремонту и переделке стрелкового оружия и СВУ. Из незаконного оборота изъято 1 346 единиц огнестрельного оружия, более 1 250 кг взрывчатых веществ, около 5 тысяч боеприпасов и 173 тысячи патронов. Обнаружено, изъято и обезврежено 512 снаряженных самодельных взрывных устройств.
Раскрыт ряд резонансных террористических актов: подрыв террористом-смертником СВУ на похоронах полицейского в Республике Ингушетия, убийство мусульманского духовного лидера Ацаева С.А. (шейха Чиркейского) и др.
Всего по статьям террористической и экстремистской направленности осуждено 217 человек, в том числе Байрамуков, Батчаев, Елькин, Ражаев — за участие в 1999 году в вооруженном мятеже на территории Республики Дагестан; Аушев, Б. Картоев, М. Картоев, Т. Картоев — за подрыв поезда «Невский экспресс» в 2009 году; Акубеков, Суюнова — за подготовку террористического акта на Красной площади в г. Москве в 2010 году; Отепов — за подрыв автомобиля в г. Пятигорске и попытку подрыва самодельного взрывного устройства в г. Ставрополе в 2010 году и др.
Наряду с реализацией комплекса силовых мер в 2012 году многое сделано для профилактики терроризма.
В регионах работали координационные советы по антитеррористической и противодиверсионной защите объектов транспорта. В течение года ими инициировано и проведено более трех тысяч проверок транспортной инфраструктуры
По их итогам главам субъектов Российской Федерации, руководителям предприятий и организаций различных форм собственности направлено свыше 1200 представлений и предписаний об устранении причин и условий, способствующих сохранению угроз безопасности
Завершена паспортизация объектов Универсиады в Республике Татарстан. В Краснодарском крае проведено комиссионное обследование свыше 300 объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите.
Особое внимание уделялось вопросам противодействия идеологии терроризма. При активном участии институтов гражданского общества проведено более шести тысяч мероприятий, в том числе третья Всероссийская научно-практическая конференция, семинары, круглые столы, молодежные форумы и пресс- конференции. Проведены Конгресс религиозных лидеров Северного Кавказа, Межрегиональный фестиваль народного творчества столиц северокавказских республик «Кавказ — единая семья» и другие важные мероприятия.
Набирает обороты деятельность созданных в ряде республик СКФО комиссий по адаптации к мирной жизни лиц, решивших прекратить террористическую деятельность. На сегодняшний день возможностями комиссий воспользовались уже более 60 человек.
В рамках совершенствования нормативной правовой базы противодействия терроризму изданы один федеральный закон, два указа Президента Российской Федерации, шесть постановлений и шестнадцать распоряжений Правительства Российской Федерации. Их принятие позволило повысить уровень координации субъектов противодействия терроризму, решить ряд вопросов, касающихся безопасности критически важных объектов, мест массового пребывания людей, объектов транспорта и топливно-энергетического комплекса.
Значительное внимание уделено совершенствованию международного антитеррористического сотрудничества в различных его форматах.
Обеспечен визит представителей Исполнительного директората Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН. Российская Федерация стала второй страной после Великобритании из числа постоянных членов Совета Безопасности ООН, принявшей у себя такую миссию
По итогам пребывания в России эксперты Совета Безопасности охарактеризовали созданную общегосударственную систему противодействия терроризму как достаточно эффективный инструмент, дали положительную оценку принимаемым в нашей стране мерам по реализации базовых
антитеррористических резолюций СБ № 1373 и 1624, высоко оценили вклад Российской Федерации в разработку и продвижение международных стандартов антитеррористической безопасности.
В 2012 году подготовлены и проведены три международных антитеррористических учения. Актуализированы данные Международного банка данных по противодействию терроризму, созданного при головной роли аппарата Комитета. В настоящее время удаленный доступ к сегменту открытой информации банка предоставлен 45 пользователям из 20 стран мира.
При освещении мероприятий по противодействию терроризму обеспечено тесное взаимодействие со средствами массовой информации. Информационным центром Комитета подготовлено и передано в СМИ около 130 экспресс-информаций, которые широко тиражировались и комментировались российскими
и зарубежными информагентствами.
В 2013 году приоритетной задачей Комитета остается предотвращение террористических и других экстремистских проявлений, которые могут дестабилизировать обстановку в стране в период подготовки и проведения важных меж
дународных мероприятий, в том числе Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани, саммита государств «Группы двадцати» и XVII экономического форума в г. Санкт-Петербурге, зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи.
Особое внимание будет уделено совершенствованию координации антитеррористической деятельности в Северо-Кавказском регионе, силовому подавлению преступных посягательств главарей и участников бандгрупп, перекрытию каналов ресурсной поддержки бандитов.
В сфере противодействия идеологии терроризма будет продолжена работа по профилактике распространения экстремистских идей в молодежной среде, адресному воздействию на наиболее уязвимые категории лиц.
Получит дальнейшее развитие нормотворческая деятельность в области противодействия терроризму.
2008 – 2012 годы: состояние и тенденции борьбы с терроризмом в России
- выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;
- выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;
- привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
- обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
- противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.
Национальным антитеррористическим комитетом (НАК, Комитет) подведены итоги работы за 2009 г.
Основные террористические угрозы на территории России по-прежнему были связаны с деятельностью бандформирований и законспирированных религиозно-экстремистских структур в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО).
В целях противодействия террористическим вызовам силовыми структурами и оперативными штабами (ОШ) в субъектах Российской Федерации в СКФО в 2009 г. проведено 48 контртеррористических операций (КТО). При оказании вооруженного сопротивления получили ранения, несовместимые с жизнью, 450 бандитов. Среди них: представители «Аль-Каиды» на Северном Кавказе Зия Пече (Абу – Зар) и Хамдан бен Загнун, известный как «доктор Мухаммед»; главари бандгрупп – Байсханов, Беков, Джаппуев, Дзортов, Доткулов, Камалутдинов, Магомедов, Мансуров, Махаури, Мукожев, Мустапаев, Оздамиров, Осмаев, Саадулаев, Шейхулаев и др.
Сорвана подготовка 86 преступлений террористической направленности. Обнаружено и обезврежено 45 СВУ, приведенных в боевое положение. В Республике Дагестан предотвращен захват школы, в Новгородской области – взрыв в месте проведения массовых мероприятий. Задержано 810 членов бандподполья и их пособников, в том числе 6 смертников, планировавших подорвать себя в гг. Москве, Грозном и Махачкале.
Раскрыто совершенное в июне 2009 г. покушение на президента Республики Ингушетия Ю-Б. Евкурова. Его организаторы бандглавари Дзортов и Алиев в момент задержания оказали вооруженное сопротивление и получили несовместимые с жизнью ранения.
Выявлено и уничтожено 574 схрона с оружием и базы боевиков, изъято 522 СВУ, 1736 единиц стрелкового оружия и 5,5 т взрывчатых веществ. К отказу от террористической деятельности склонено 92 лица.
Продолжена работа по совершенствованию общегосударственной системы противодействия терроризму. Национальным антитеррористическим комитетом выработаны дополнительные меры по обеспечению антитеррористической защищенности важных государственных объектов, нормализации обстановки в Северо-Кавказском регионе, повышению эффективности борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, созданию кризисных штабов в росзагранучреждениях и организации их деятельности. Приняты решения по обеспечению антитеррористической безопасности в ходе подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, активизации информационного противодействия терроризму.
На заседаниях антитеррористических комиссий и оперативных штабов рассмотрены актуальные вопросы профилактики и борьбы с терроризмом. В этих целях в 31 субъекте Российской Федерации в 2009 г. приняты и реализуются соответствующие региональные целевые программы.
Проведено 315 антитеррористических учений.
Наряду с организационной деятельностью совершенствовалась нормативно-правовая база в сфере противодействия терроризму.
5 октября 2009 г. Президентом Российской Федерации утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Принято 15 нормативных правовых актов, направленных на совершенствование общегосударственной системы противодействия терроризму.
Внесены изменения в законодательство о транспортной безопасности, в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации будет устанавливать Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности; утверждены Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; утвержден Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства».
Утверждено Положение о ведомственной охране Минпромторга России. Приказом министерства утверждены рекомендации по антитеррористической защищенности объектов промышленности.
Установлены требования к проведению обязательной сертификации физических и юридических лиц, выполняющих авиационные работы.
Принято соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Комитетом, исходя из приоритетности несиловых мер противодействия терроризму, уделялось повышенное внимание вопросам профилактики террористических угроз, снижению уровня радикализации населения Северо-Кавказских республик.
Последовательно развивалось антитеррористическое сотрудничество с зарубежными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.
Российской стороной на саммите ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г. инициировано подписание ряда важных документов антитеррористической направленности, в числе которых Конвенция ШОС против терроризма и Соглашение о сотрудничестве в обеспечении международной информационной безопасности.
Анализ ситуации в сфере противодействия терроризму свидетельствует о том, что террористические угрозы будут сохраняться.
В связи с этим основные усилия НАК сосредоточит на реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности и совершенствования координации антитеррористической деятельности во вновь образованном Северо-Кавказском федеральном округе, нейтрализации бандформирований, выявлению и пресечению каналов финансирования, поступления оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, вскрытию инфраструктуры бандгрупп и их пособнической сети.
Аппарат Национального антитеррористического комитета
Статистические данные по террористическим проявлениям 2005 – 2007 гг
В 2005 году на территории Российской Федерации совершен 251 террористический акт, из них более 90% - против сотрудников правоохранительных органов и органов исполнительной власти в Южном федеральном округе.
Террористические акты
- С использованием взрывных устройств:
- транспортных средств – 100;
- минирований зданий правоохранительных и исполнительных органов – 21;
- подрыв сотрудников силовых ведомств и органов исполнительной власти при исполнении ими своих должностных обязанностей – 35.
- С использованием огнестрельного оружия:
- обстреляно автомашин сотрудников прокуратуры, правоохранительных органов, органов местного самоуправления – 43;
- обстреляно мест дислокации воинских частей, ОВД, КПП милиции на федеральных автодорогах – 19;
- обстреляно сотрудников силовых ведомств и органов исполнительной власти при исполнении ими своих должностных обязанностей – 39;
География совершения террористических актов
- Чеченская Республика – 111 терактов (убито 85, ранено 213 человек);
- Республика Ингушетия – 36 терактов (убито 12, ранено 27 человека);
- Республика Дагестан – 77 терактов (убито 45, ранено 132);
- Республика Северная Осетия-Алания – 7 терактов (4 убито, 2 ранено);
- КарачаевоЧеркесская Республика – 3 теракта (2 убито);
- Кабардино Балкарская Республика – 8 терактов (23 убито, 47 ранено). 7 ДТА совершены «шахидами» смертниками.
В 2006 году в Российской Федерации совершено 112 террористических актов, из них 90% - против сотрудников правоохранительных органов и органов исполнительной власти в Южном федеральном округе.
Террористические акты
- С использованием взрывных устройств:
- транспортных средств – 43;
- минирований зданий правоохранительных и исполнительных органов – 8;
- подрыв сотрудников силовых ведомств и органов исполнительной власти при исполнении ими своих должностных обязанностей – 21;
- С использованием огнестрельного оружия
- сотрудников прокуратуры, правоохранительных органов, органов местного самоуправления – 33;
- обстреляно мест дислокации воинских частей, ОВД, КПП милиции на федеральных автодорогах – 12.
Количество совершенных в 2007 году террористических актов сократилось по сравнению с 2006 годом более чем в два раза (48 и 112 соответственно).
В то же время, по данным МВД России, по состоянию на 1 декабря 2007 года на территории Российской Федерации зарегистрированы 719 нападений (обстрелов, избиений) на сотрудников силовых структур, представителей местных органов власти и духовенства, что на 43,7 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Единый федеральный список организаций, признанных террористическими Верховным Судом Российской Федерации
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организации:
- «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа»,
- «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»,
- «База» («Аль-Каида»),
- «Асбат аль-Ансар»,
- «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»),
- «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»),
- «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»),
- «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»),
- «Лашкар-И-Тайба»,
- «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»),
- «Движение Талибан»,
- «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»),
- «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»),
- «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»),
- «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»)
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2006 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организации:
- «Джунд аш-Шам»
- «Исламский джихад - Джамаат моджахедов»
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организации:
- «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (прежнее название - «Салафистская группа проповеди и джихада»)
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2010 года признана террористической и запрещена деятельность на территории Российской Федерации международной организации:
- «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»).
Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности
1. Кабардино-Балкарская региональная общественная организация «Совет старейшин балкарского народа КБР», деятельность которой приостановлена постановлением Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 09.11.2007.
Источник: http://nac.gov.ru/