ПРОФИЛАКТИКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА

ПРОФИЛАКТИКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА

1
10 Октября 2023

ПРОФИЛАКТИКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА

Глава 1. СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

1.1. Нормативно-правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации

За последние годы в Российской Федерации создана своя система законодательства в сфере предупреждения и противодействия террористической и экстремистской деятельности. Особый упор сделан на совершенствование соответствующей правовой базы и использование имеющихся у государства правовых рычагов для предотвращения и должного реагирования на экстремистские проявления в общественной среде и террористическую деятельность.

Основными правовыми документами в сфере противодействия экстремизму и терроризму являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753).

С учетом того, что силовые меры по борьбе с терроризмом дают лишь временный эффект, не позволяя полностью его искоренить, в отечественном законодательстве большое внимание уделяется предупреждению (профилактике) терроризма и экстремизма.

Согласно части 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации, «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Согласно части 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

В статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» даются ключевые определения экстремистской деятельности (экстремизма), экстремистской организации, экстремистских материалов (Приложение 1).

Федеральным законом от 3 февраля 2014 № 5-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» усилена уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности:

• Установлен минимальный штраф за публичные призывы к экстремистской деятельности в сумме 100 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) виновного за период от одного года. Верхний предел не изменился – 300 тыс. руб. и 6 два года соответственно. Максимальный срок лишения свободы за данное преступление увеличен с трех до четырех лет.

• Вдвое больше (четыре года вместо двух лет) стал максимальный срок принудительных работ, назначаемых за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Со 100 тыс. до 300 тыс. рублей поднят минимальный штраф за те же деяния, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, лицом с использованием своего служебного положения, организованной группой. Вместо этой суммы могут назначить минимальный штраф в размере доходов осужденного за два года (ранее – за один год).

Более строгая ответственность установлена и за такие преступления, как организация экстремистского сообщества, организация деятельности экстремистской организации. Например, за создание экстремистского сообщества предусмотрен штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. (прежде закреплялся только верхний предел – 200 тыс. руб.) или в размере дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет (ранее – до восемнадцати месяцев).

Максимальный срок принудительных работ за данное деяние увеличен с четырех до пяти лет, лишения свободы – с четырех до шести лет. За участие в таком сообществе – штраф до 100 тыс. руб. (до этого – до 40 тыс. руб.) или в размере дохода осужденного за период до одного года (ранее – до трех месяцев). Максимальный срок принудительных работ за такое преступление вырос с двух до пяти лет, лишения свободы – с четырех до семи лет; ограничения свободы - с одного года до двух лет.

С какой целью мы так подробно разъясняем, что такое экстремизм, экстремистская деятельность и описываем меру ответственности за преступления экстремистской направленности? Чтобы донести эту информацию педагогической и родительской общественности, а также нашим несовершеннолетним подросткам. Любое противоправное деяние несет за собой наказание.

Мы уже отмечали, что идеологическое воздействие экстремистов направлена в первую очередь на молодежь в возрасте от четырнадцати до тридцати лет, которая в силу мировоззренческих и психологических особенностей восприимчива к радикальным идеям и в дальнейшем способна пополнить ряды террористических структур.

Исследователи утверждают, что страх ответственности за правонарушения для большинства людей является фактором, формирующим законопослушное поведение.

1.2. Причины и факторы современного терроризма

В ходе разъяснительных мероприятий в образовательных организациях по проблемам профилактики экстремизма часто возникают вопросы: «Какие причины, обстоятельства заставляют подростка, молодого человека становиться в ряды террористических группировок?», «Чем мотивируют свои антиобщественные, антигуманные действия террористы?».

Ученые, исследователи дают нам научные объяснения таким фактам. Мотивации терроризма могут быть политико-идеологическими (достижение определенных целей в политической борьбе или в борьбе за какую-то идею); корыстными (стремление приобрести материальные блага в обход существующего порядка); эмоциональными, психопатологическими.

Основное внимание должно быть обращено на политико-идеологические мотивации, которые могут быть трех видов: социально-политические, националистические (сепаратистские) и религиозные (фундаменталистские). Наиболее прочной и труднопреодолимой является мотивационная основа религиозного терроризма, поскольку она связана с традициями и выражается в самых крайних формах.

Учеными научно-исследовательского института (далее – НИИ) конкретных социологических исследований Санкт-Петербургского университета было проведено исследование, по результатам которого социологи сделали вывод о том, что потенциальные «террористы» в большей степени тяготеют к идеалу «беззаботного человека». Это люди с ослабленным чувством жалости и способности прощать людей, они склонны к «нанесению ответного удара» («отомстить, чтобы запомнили навсегда»), а также могут совершить противоправный поступок.

Исследователями также было выдвинуто предположение, что появление среди молодежи агрессивно-экстремистски настроенных лиц представляет собой в основном нравственно-мировоззренческую проблему. По данным экспертного опроса, проведенного среди сотрудников органов безопасности подразделений по борьбе с терроризмом, причинами террористической деятельности являются: политический экстремизм, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, несовершенство законодательства.

Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма непросто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.

Ликвидация терроризма – длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни.

Необходимо сформировать такое гражданское общество, в котором будет отсутствовать социальная база терроризма. И в решении этой задачи важная роль принадлежит системе образования как институту социализации личности. В контексте рассматриваемой проблемы важно отметить, что федеральные государственные стандарты основного общего образования (далее – ФГОС), в соответствии с которыми организовывается деятельность школы, направлены на формирование российской гражданской идентичности обучающихся, на становление таких личностных характеристик выпускника, как: «…любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей».

Таким образом, деятельность образовательных организаций направлена на формирование личности обучающегося, не приемлющую идеологию экстремизма и терроризма.

1.3. Система противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

В начале 2006 года Федеральным законом «О противодействии терроризму» и президентским указом «О мерах по противодействию терроризму» было закреплено создание качественно новой, общегосударственной системы противодействия этому опасному явлению.

За последние десять лет в России создана мощная общенациональная система противодействия терроризму. Основной идеей формирования общенациональной системы противодействия терроризму был положен переход от преимущественно силового подавления очагов терроризма (борьбы с терроризмом) к комплексной работе в этой сфере (противодействию терроризму).

Новая система включила в себя меры по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, а также деятельность по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

При этом, в последнее время основные усилия сосредотачиваются именно на профилактике терроризма, в том числе на противодействии его идеологии. В целях противодействия терроризму государством проводится активная предупредительно-профилактическая работа.

Реализуется комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013–2018 годы. В качестве основной организационной координирующей структуры противодействия терроризму был образован Национальный антитеррористический комитет (далее – НАК). В состав НАК входят руководители Федеральной службы безопасности (далее – ФСБ), министерства внутренних дел (далее - МВД), министерства транспорта, министерства здравоохранения и других государственных структур.

НАК уделяет значительное внимание профилактике деструктивных процессов в молодежной среде. В России ведется целенаправленная работа по информационному противодействию терроризму. Осуществляются мероприятия по разъяснению сущности и общественной опасности терроризма, которые способствуют формированию стойкого неприятия обществом террористической идеологии. Совершенствуются механизмы, способствующие эффективной реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. В результате работы Национального антитеррористического комитета в нашей стране отмечается поэтапное снижение террористической активности. Тем не менее, ситуация в области противодействия терроризму в Российской Федерации остается сложной:

• Основные террористические угрозы, как и ранее, обусловлены деятельностью бандгрупп на Северном Кавказе;

• По-прежнему, остро стоит проблема противодействия ресурсному обеспечению террористической деятельности;

• Продолжается подбор и вербовка российских граждан для участия в международных террористических организациях;

• Не снижается активность распространения террористической и экстремистской идеологии через Интернет;

• Сохраняется опасность совершения терактов в Крыму и в других приграничных с Украиной регионах Российской Федерации;

• Получили развитие угрозы, исходящие от запрещенной в Российской Федерации группировки «Исламское государство» и других международных террористических организаций.

Российские спецслужбы делают все, чтобы на ранней стадии нанести упреждающие удары по боевикам, готовящимся совершить преступления на территории Российской Федерации. Как правило, это противоборство скрыто от глаз общественности и не становится достоянием гласности. И только по отдельным официальным сообщениям граждане могут судить об эффективности мер контртеррористического противодействия. Так, некоторое время назад террористы группировки «Исламское государство» предприняли попытку заброски в Российскую Федерацию группы в составе десяти человек. Группа была снабжена тщательно разработанной легендой, согласно которой ее члены, якобы занимались бизнесом в Турции, а затем перегонкой автомашин из Польши в Россию. Бандиты имели «чистые» паспорта. Они должны были поодиночке прибыть в Россию и последовательно, один за другим, легализоваться. В их задачу входило перебраться на Северный Кавказ, где войти в контакт с одной из бандгрупп, и на ее базе развернуть активную террористическую деятельность. Однако планы бандитов были пресечены: российские органы безопасности во взаимодействии со спецслужбами других стран отследили прибытие первой группы бандитов в Российскую Федерацию и своевременно пресекли ее деятельность. Сейчас все бандиты находятся под следствием. К важным результатам работы НАК следует отнести то, что не допущено активизации террористической деятельности на территории Северного Кавказа и ее переноса за пределы региона. Так, только за 2016 год удалось предотвратить тридцать преступлений, большая часть из которых – на территории СКФО. Во всех субъектах СКФО отмечается устойчивая динамика снижения количества таких преступлений. В целом по стране число преступлений террористической направленности, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, уменьшилось в 2,5 раза. В ходе контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий в прошлом году ликвидировано 156 боевиков, в том числе – 36 главарей. Среди них несколько руководителей международной террористической организации «Имарат Кавказ». Нейтрализовано 20 лидеров бандгрупп, присягнувших группировке «Исламское государство». В качестве одного из важных итогов антитеррористической работы отмечалось, что ликвидация основных главарей практически парализовала деятельность управленческого звена бандподполья. Помимо нейтрализации активных членов бандподполья, в 2015 году были выявлены и уничтожены 387 тайников и баз боевиков. Обезврежено 175 самодельных бомб. Изъято более 3,5 тонн взрывчатки, около трех тысяч мин, снарядов и гранат, более тысячи единиц огнестрельного оружия и 168 тысяч патронов. Кроме того, на территории России ликвидировано 42 подпольных мастерских и лабораторий по изготовлению самодельных взрывных устройств, ремонту и переделке стрелкового оружия. Достигнутые успехи, по мнению специалистов, объясняются, прежде всего, надлежащей реализацией норм антитеррористического законодательства и функционированием эффективной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

1.4. Методические рекомендации по профилактике ксенофобии и молодежного экстремизма

Внедрение экстремизма в молодежную среду в настоящее время приобрело очень большие масштабы и имеет опасные последствия для будущего нашей страны, так как подрастающее поколение – это ресурс национальной безопасности, гарант поступательного развития общества и социальных инноваций. Молодежь в силу природных и социальных особенностей молодежного возраста способна не только адаптироваться, но и активно воздействовать на его позитивное изменение. Анализ проявления экстремизма в молодежной среде показывает, что это крайне опасное явление в жизни общества создает угрозу общественной безопасности. Противоправные деяния, совершенные в последнее время представителями неформальных молодежных объединений (футбольных фанатов, скинхедов, националистов, лево- и праворадикальных элементов), вызывают широкий общественный резонанс и могут спровоцировать осложнение обстановки в стране. Проблема ксенофобии на протяжении уже многих лет является одной из самых сложных проблем российского общества. Преступления на почве ненависти – наиболее яркие проявления ксенофобии. С принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» такие преступления все чаще стали называть «экстремистскими», а деятельность по предотвращению преступлений ненависти – «профилактикой экстремизма». Молодые люди часто выбирают насилие, чтобы повлиять на несправедливо устроенный по отношению к ним, по их мнению, мир. Сегодня в России молодежные группировки совершают большинство преступлений на почве ненависти. Именно с молодежью и должна вестись усиленная работа по профилактике экстремизма. Молодежный экстремизм как приверженность к крайним взглядам и действиям определяет девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития), выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в их отрицании. Одной из форм проявления молодежного экстремизма является ксенофобия – враждебные действия по отношению к так называемым «чужим». Понятие «ксенофобия» (гр. xenos – «чужой»; phobos – «страх, боязнь») в толковом словаре расшифровывается как ненависть, нелюбовь, нетерпение, неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. В проводимых учеными исследованиях по проблеме экстремизма, дефиниция «ксенофобия» используется для обозначения негативного, эмоционально насыщенного, иррационального по своей природе отношения субъекта к определенным человеческим общностям и их отдельным представителям – «чужакам», «иным», «не нашим». Ксенофобию часто отождествляют с национализмом, однако между этими понятиями есть существенное отличие: приверженцы националистических взглядов не обязательно испытывают негативные чувства к другим нациям, этносам или религиям. С другой стороны, ксенофобски настроенные люди могут называть свои воззрения «национализмом» с целью придания им большей привлекательности. Также ксенофобия в своих конкретных проявлениях граничит и пересекается с шовинизмом. Экстремизм и ксенофобия связаны между собой, но при этом имеют и существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности (нетерпимости) по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство (т. е. фобии) к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия (или этнофобии) – страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов (например «кавказцев», «южан», «инородцев»). Ксенофобия – это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм – это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц. Ксенофобия выступает одним из источников экстремизма в нескольких отношениях: во-первых, из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации; во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат «сырьем» для экстремистских идей. Именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии, обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил. Проявления ксенофобий, в том числе и этнофобий, имеют различную интенсивность, поскольку как настороженность, так и недоброжелательство могут варьировать от подозрительности до страхов и от неприязни до ненависти. С одной стороны, этнофобия и ксенофобия, как и все фобии, являются производными от страха утраты «ресурсов», с другой – следствием страха «утраты собственной идентичности». Всплеск социальной, этнической и религиозной нетерпимости, лежащий в основе экстремизма, почти всегда сопровождает исторические перемены. На личностном уровне предпосылки этнического и религиозного экстремизма могут быть вызваны практически любыми изменениями социального статуса. Многими социологическими исследованиями фиксировалось нарастание ксенофобий и агрессивности в сознании людей, понизивших свое социальное положение. Но и «благополучные» люди не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии. При увеличении разрыва между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения возрастают агрессивные установки; неудовлетворенность обычно приводит к поиску виновника – им становится кто-то другой – власть, конкурентные группы, представители других народов и религий и подобное. На уровне социума, этнических и религиозных общностей проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершенных исторических перемен. В таких условиях почти неизбежен, так называемый, «кризис идентичности», связанный с трудностями социального и культурного самоопределения личности. Стремление к преодолению этого кризиса порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками политического экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных общностях (этнических и конфессиональных); усиливаются традиционализм, растут проявления ксенофобии. Ксенофобия, как предтеча этнического и религиозного экстремизма, возникает также вследствие самоутверждения этнических и конфессиональных общностей на основе негативизма. При этом социологи фиксируют две противоположные формы такого самоутверждения – с одной стороны, негативизм по отношению к группам, оцениваемым как стоящие ниже «нас» на цивилизационной лестнице; с другой – негативизм по отношению к группам, к которым «мы» испытываем соперничество, ущемленность или обиду. «Кризис идентичности» порождает негативную этническую консолидацию (объединения этнических и религиозных групп по принципу «против»). Социологические исследования свидетельствуют о росте этнического самосознания практически всех этнических общностей России. Среди факторов возникновения ксенофобии и экстремизма в молодежной среде можно условно выделить несколько категорий: социально-экономические, групповые и личностные. Эти факторы могут взаимодействовать и влиять друг на друга. В группу социально-экономических факторов могут входить, например:

• особенности экономического развития общества;

• безработица;

• стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции;

На социально-экономическом уровне рост экстремистских проявлений среди молодежи объясняется следствием трансформационных процессов, происходящих в современном обществе, а также с явлениями экономического кризиса. Подобные процессы могут вызывать снижение образовательного и культурного потенциала, разрыв преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижение показателей гражданственности и патриотизма, криминализацию сознания в условиях социально-экономического кризиса и неопределенности. Среди групповых факторов могут быть выделены следующие:

• установки, предубеждения родителей;

• взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников) (это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций);

• влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др. Указанные выше причины действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:

• представления, установки подростков;

• индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

• эмоциональные особенности (состояние психического напряжения, переживание утраты, горя и т. п.).

Cоциально-экономический подход, объясняющий ксенофобию и молодежный экстремизм, пока достаточно узок и не раскрывает истинных причин подобного поведения. Склонность к насилию среди молодежи возникает под влиянием не только внешних факторов, таких как отсутствие места работы или дома, но и внутренних характеристик – моральных принципов и типических особенностей индивида. Наиболее известные проявления ксенофобии и экстремизма – случаи насилия и агрессии, направленные против лиц иной этнической принадлежности. Особенностью подобных действий является то, что чаще всего в их совершении участвует молодежь, и это вызывает беспокойство. Характерная черта современного молодежного экстремизма – рост масштабности, жестокости, навязывание своих принципов оппонентам, стремление к общественному резонансу путем устрашения населения. Если подчеркивать только социальные причины ксенофобии, то ключевую информацию дает детальный анализ биографии молодых людей, совершающих ксенофобские и насильственные действия. Особое внимание следует обращать на эмоциональное развитие таких подростков. Ксенофобия и чувства вражды в отношении иностранцев проявляются не только в отношении «чужих» этнических групп. Некоторые подростки испытывают подобные чувства и по отношению к незнакомым сверстникам. Таким образом, можно выделить четыре вида проявления молодежного экстремизма: • Ксенофобия;

• Агрессия по отношению к «чужим»;

• Девиантное поведение;

• Приверженность к крайне правой экстремистской идеологии.

Рассмотрим каждое из вышеуказанных проявлений молодежного экстремизма.

Агрессия. Различные типы агрессивности можно проследить еще на ранних этапах жизни человека. Одну из групп составляют самоуверенные, доминантные дети, которые позже в подростковом возрасте используют агрессию в насильственных актах. Ко второй группе относятся гиперактивные дети, склонные к совершению яростных атак. Их поведение во многом было обусловлено биохимическими особенностями нервных процессов, определяемыми уровнем гормонов и нейротрансмиттеров. Однако многие родители и учителя не справляются с такими детьми и реагируют на их поведение довольно жестко, что впоследствии увеличивает агрессивность детей. Таким образом, генетические и средовые влияния, взаимодействуя, усиливают негативные реакции детей. Третья группа включает в себя детей, проявлявших преимущественно тревогу, застенчивость и подозрительность по отношению к незнакомым людям. Позже в своей жизни они демонстрируют импульсивно-реактивную и защитную агрессию. Иногда в эту группу попадают дети, пережившие горе (например, смерть матери), и, если окружающими это не принималось во внимание, дети проявляют свое горе, как крик о помощи, в агрессивных действиях.

Ксенофобия. Ксенофобия, враждебность или насилие по отношению к «чужим» возникает на основе эмоциональных факторов, которые, главным образом, направлены не на «чужих», а в большей степени – против незнакомых людей в целом. У детей с высоким уровнем ксенофобии обнаруживается нечто похожее на мизантропию или отсутствие социальной компетентности.

Девиантное поведение. Третий путь развития демонстрируют лица, совершившие преступления на почве ненависти, которые в подростковом возрасте проявляли провокационное, антисоциальное и девиантное поведение. Возникновение этого пути связано, как правило с тем, что молодые люди прогуливают школу, гуляют без дела, пьют алкогольные напитки. Для того чтобы проявить себя они часто дразнят взрослых – например, выкрикивают нацистские лозунги, которых часто не понимают. Позже такие подростки могут совершать преступления, начиная от воровства до нанесения физического вреда в отношении лиц другой национальности, расы или религии.

Правоэкстремистская идеология. Для многих преступников, совершивших преступления на почве ненависти, характерен четвертый путь развития, связанный с возникновением правоэкстремистской идеологии. Иногда детей привлекают рассказы о войне, окрашенные сочувствием к нацистской идеологии. Как правило, вначале нацистские лозунги повторяются детьми без понимания их содержания. Подростки могут поддерживать идеи некоторых взрослых, которые разделяют расистские и крайне экстремистские взгляды. Позже в их жизни такие не вполне сформировавшиеся мнения могут связаться с неонацистской идеологией в основном благодаря группам сверстников. Эти установки, однако, рационализируют общие агрессивные тенденции, личные проблемы, тревожность или проблемы с самооценкой. Такие преступники обычно не способны последовательно аргументировать свои политические взгляды. Исследования подтверждают, что большая часть преступников имела длинную историю возникновения ксенофобских установок и поведения, уходящую в детство. Многих правонарушителей исключали из школ, даже иногда из детских садов, за их агрессивное поведение, что указывает на длительное развитие агрессивных тенденций. Часто эти общие агрессивные тенденции находят выражение в ксенофобских проявлениях уже в юношеском возрасте. Кроме того, нередко преступники имели делинквентную историю (кражи в магазине, грабежи, вождение без прав, шантаж других подростков, нападения с нанесением травм и т. д.) и совершали преступления на почве ненависти (нападение на беженцев, избиение панков, вовлечение в пропаганду фашизма и т. д.). Сложные взаимосвязи между агрессией, девиантным поведением, ксенофобией и правоэкстремистской идеологией, с одной стороны, затрудняют понимание возникновения данных явлений, но с другой – позволяют шире взглянуть на причины их возникновения и их взаимосвязи. Исследования ксенофобии и молодежного экстремизма необходимы для разработки эффективных мер по профилактике девиантного поведения среди молодежи. Профилактика должна быть ориентирована на систему причин, факторов, вызывающих подобные явления и действующих на различных уровнях: социально-экономическом, групповом, личностном. Очень важен социально-экономический уровень профилактики проблем подобного рода, велика его значимость для становления социальных установок и правосознания молодых людей, их жизненных планов, ощущения перспективы и безопасности либо для протестных настроений. Решение задач на этом уровне лежит в сфере социальной и экономической политики государства. На уровне практической психологии одним из шагов в формировании такой системы может стать изучение и диагностика на ранних этапах тех индивидуальных эмоциональных и поведенческих особенностей молодых людей, которые могут служить предикторами проблем социального взаимодействия в будущем. Психологическая помощь в создании такой социальной ситуации развития ребенка, которая позволила бы минимизировать возможные риски в семье, детском саду, школе, могла бы стать еще одним этапом в формирования профилактической системы. В дальнейшем, на стадии школьного обучения, необходима разработка психологических критериев оценки риска в отношении развития ксенофобских установок и их поведенческих проявлений у детей и подростков, а также программ, направленных на их профилактику и коррекцию. Эти задачи необходимо решать психологическим службам образовательных организаций во взаимодействии с социальными работниками, социальными педагогами, которые выстраивают социальную деятельность детей и подростков и осуществляют профилактическую работу на уровне группового взаимодействия. Эффективность системы профилактики будет зависеть от согласованности, и скоординированных действий на всех уровнях. Примерный перечень основных мероприятий профилактического характера, направленных на устранение причин экстремисткой преступности:

• разработка и реализация образовательных программ формирования у обучающихся норм поведения, характерных для гражданского общества;

• воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости, патриотизма и толерантности;

• реализацию в общеобразовательных организациях программ внеурочной деятельности, направленных на воспитание у подрастающего поколения понимание, что многокультурность при наличии толерантности – фактор стабильного развития общества.

Работа по профилактике ксенофобии и проявлений ненависти должна вестись и рассматриваться как часть профилактики экстремизма, как один из элементов деятельности по патриотическому воспитанию молодежи - одним из ключевых методов профилактики ксенофобии.

Общие рекомендации по профилактике могут быть следующие:

• следует относить профилактику ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде в число приоритетов молодежной политики и молодежной работы на всех уровнях, выделив для этого направления деятельности соответствующее ресурсное, методическое, информационное и экспертное обеспечение;

• следует стимулировать поиск и разработку инновационных методик и социальных технологий в сфере противостояния ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде, в том числе адаптацию к российским условиям лучшего международного опыта в этой сфере;

• рекомендуется проводить постоянный мониторинг ситуации с ксенофобией и нетерпимостью в молодежной среде, активностью радикально-националистических групп и учитывать полученные в ходе него данные при планировании текущей деятельности, разработке программ и комплекса мероприятий в этой сфере;

• необходимо предусматривать меры по ресурсной, методической, информационной и экспертной поддержке инициатив и проектов общественных организаций, занимающихся противостоянием ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде;

• стараться содействовать диалогу и совместным действиям различных этнических, религиозных и культурных общностей в борьбе с нетерпимостью, в том числе, использовать потенциал неагрессивных молодежных субкультур.

1.5. Особенности профилактики проявлений экстремизма и терроризма в молодежной среде

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов, наиболее подверженных деструктивному влиянию, в молодежной среде легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности в основном являются молодые люди в возрасте до 30 лет, и нередко, в том числе – несовершеннолетние лица 14–18 лет. Субъектами преступлений выступают в основном лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми иногда являются и девушки. Отмечено, что и основу рядового состава бандформирований для осуществления террористических актов и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям. В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать, например, такой: для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание «национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем идея так называемого «чистого государства» присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам, призывающим в свою очередь к созданию такого «чистого государства» на религиозной основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок. Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами. Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, «националистических» убийств и т. п. Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться, в первую очередь, со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий. Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде:

Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.

В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

• обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. д.);

• криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т. п.);

• изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности);

• проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций);

• рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей);

• наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. п.);

• использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности);

• использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях). Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом. На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы – изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, необходимо, наряду с текущей информационноразъяснительной работой среди подростков, следует активизировать деятельность школьных психологов по выявлению и индивидуальной работе с детьми, которые проявляют агрессивное поведение.

Глава II. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА

2.1. Интернет как сфера распространения идеологии терроризма (методический материал для использования на учебных занятиях в шестых – одиннадцатых классах)

Социальные сети в современном виде появились в начале XXI века. Они быстро стали универсальным средством общения. Предполагается, что к концу этого года в мире будет насчитываться почти 1,5 млрд. пользователей социальных сетей. Наиболее распространенными из них в России являются: «Живой Журнал» (более 8,6 млн. пользователей), «Facebook» (почти 7 млн. пользователей), «ВКонтакте» (более 43 млн. зарегистрированных аккаунтов – учетных записей, содержащие сведения, которые пользователь сообщает о себе компьютерной системе) и «Одноклассники» (более 200 млн. пользователей). Среди подростков и молодежи особой популярностью пользуются сеть «ВКонтакте», «Instagram», мессенджеры (приложения для быстрого обмена сообщениями) WatsApp и Viber. Так же, как и средства массовой информации, социальные сети становятся объектом внимания разнообразных экстремистских групп, ведущих достаточно активную работу. Особая опасность террористической идеологии заключается в видимости совпадения декларируемых ею ценностей с общечеловеческими ценностями (декларирование неприятия наркомании, пьянства, беззакония, коррупции и всех видов преступности, пропаганды насилия и безнравственности в СМИ и т. д.), а также в обосновании необходимости применения насильственных методов и средств ради достижения поставленных целей. Экстремизм как форма крайней, бескомпромиссной приверженности каким-либо взглядам, концепциям (неважно политическим, религиозным, поведенческим) существует не первый век. С проблемой экстремизма и его крайней формы – терроризма, сталкивались и древние греки, и римляне, так или иначе это была проблема для государств и обществ в средние века и новое время. Начиная с XIX века и вплоть до сегодняшнего дня эта форма противодействия нормальному развитию общества и укладу жизни стала насущной проблемой. Не нужно считать, что это лишь проблема государства и каждого человека в отдельности она не касается. Это не так: при захвате заложников или теракте с использованием взрывных устройств в первую очередь страдают простые граждане. Для противодействия распространению идей экстремистского толка усилий только органов государственной власти недостаточно, да и уследить за всем Интернетом, пусть даже лишь за его русскоязычным сектором, невозможно. Необходимо, чтобы каждый здравомыслящий человек понимал, к чему могут привести необдуманные поступки и следование за человеческими «существами», основная цель которых – насилие. За последние годы в Интернете появилось большое количество разнообразных социальных сетей и блогов, характерными особенностями которых являются: – возможность создания личных профилей (открытых или с ограниченным доступом), в которых зачастую требуется указать реальные персональные данные и другую информации о себе (место учебы и работы, контактные телефоны или адреса электронной почты, хобби, жизненные принципы и др.); – предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (размещение фотографий, видеороликов, текстовых записей, организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т. п.); – возможность формировать и поддерживать список других пользователей, с которыми у «владельца» имеются различные отношения и схожие взгляды (дружба, родство, деловые и рабочие связи, хобби, политические и иные пристрастия). Русскоязычный сектор блогосферы и социальных сетей можно условно разделить на несколько сегментов: а) «Живой Журнал» (далее – ЖЖ), старейший из блогосервисов Рунета (ныне переживающий определенный кризис), интерфейс этого сервиса, когда-то работавшего в «закрытом» режиме (зарегистрироваться в сервисе блогов могли только пользователи, имевшие специальное «приглашение» (заимств. «инвайт»)), подразумевал навык пользователя писать связные, аргументированные тексты, а древовидная система комментариев – вести множество независимых друг от друга дискуссий. Сегодня этот сервис считается прибежищем «интернет-элиты», обсуждающей заумные тексты. Он характеризуется старомодным интерфейсом и невозможностью ставить «лайки» («Лайк» – показатель отношения пользователей к сообщению в социальных сетях, сайту, записи в блоге, сайту в поисковой выдаче или контекстному объявлению). Основная масса известных «тысячников» (то есть пользователей, имеющих более 1000 официальных подписчиков) использует в качестве основной площадки именно ЖЖ, в том числе и для политической активности, зарабатывания денег и т. д. б) «Facebook», ныне все более популярная социальная сеть, постепенно перетягивает к себе аудиторию ЖЖ. Она менее требовательна к интернет-каналу, удобнее для доступа с помощью мобильных устройств, но в отличие от ЖЖ не поддерживает длинные тексты (максимум 5000 знаков), да и система комментариев не подразумевает удобства при ведении длинных дискуссий. Появление кнопки «like», дающей возможность отметить интерес и не требующей писать ответ, резко снижает интеллектуальную нагрузку на пользователя. Гораздо более распространена среди молодежи, а система мгновенных сообщений служит все более и более удобной заменой интернет-мессенджерам, типа ICQ или QIP. в) «ВКонтакте» и «Одноклассники» – отечественные социальные сети, получившие максимальное распространение. Они не требуют хорошего, «широкого» интернет-канала и во многом именно поэтому имеют гораздо большее распространение там, где доступ в Интернет имеет определенные ограничения. Полностью русскоязычный интерфейс более удобен для аудитории, не владеющей иностранными языками. Именно эти сети получили наибольшее распространение среди молодежи после этого лишь привлечь на ресурс, особенно если прямой доступ к нему закрыт. В социальных сетях все гораздо проще – аудитория необъятная, достаточно написать в любой дискуссии короткую ремарку, как собеседники сами придут, чтобы начать спор, а дальше – «дело техники». Методы информационного воздействия, которыми пользуются вербовщики и распространители противоправных идей, не новы. Это старые и хорошо известные средства, такие как подтасовка фактов, игры на необразованности или незнании определенных вещей, манипулирование тенденциозно подобранными новостями и яркая риторика. Эти методы идеально работают и в обычной жизни: вспомните, как легко «заводится» толпа на митингах или болельщики на стадионе, как просто вбрасывается любая, самая бредовая идея и как в виде слухов она начинает распространяться на любые расстояния, по пути обрастая фантастическими подробностями и домыслами. Социальные сети и блогосфера – это та же уличная толпа, только охват существенно больше и скорость распространения на порядок выше, а учитывая привычку большинства пользователей – увидев яркий, броский заголовок нажимать на кнопку «репост», «ретвит» или «поделится», можно сказать, что процесс распространения слухов превращается в неконтролируемое цунами. Есть еще одна проблема, из-за которой слухи и недостоверная информация получают такую фантастическую скорость распространения – нежелание и/или неумение перепроверять полученную информацию. Единственный метод борьбы с подобным волнообразным распространением «вброса» – проверка и перепроверка информации. Как выглядит «экстремистский материал»? Конечно, признать тот или текст экстремистским может только суд, но знать и уметь находить признаки экстремизма Вы должны уметь. Итак, если в тексте содержатся:

• призывы к изменению государственного строя насильственным путем (т. е. призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти, а также собственно эта деятельность);

• публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с использованием средств массовой информации (под этим понимается заявление того или иного лица (источника) о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании);

• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания);

• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Если в увиденном Вами тексте присутствует хотя бы один из перечисленных признаков – относиться к этому тексту надо с повышенной настороженностью.

2.2. Деятельность по ограничению доступа обучающихся к противоправной информации в информационно-телекоммуникационных сетях

Как было отмечено в главе 2.1., особая роль в оказании идеологического воздействия на молодежь отводится Интернету и социальным сетям, возможности которых используются экстремистами и террористами в качестве средств связи для координации своей преступной деятельности, поиска источников финансирования, инструмента вербовки и самовербовки новых членов радикальных структур. В Интернете также размещаются инструкции по изготовлению средств террора. С целью ограничения идеологического воздействия на несформировавшуюся личность подростка Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»» определен порядок ограничения доступа к противоправной информации в информационно - телекоммуникационных сетях. Речь идет о призывах к массовым беспорядкам, разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни, к участию в незаконных публичных массовых мероприятиях, в экстремистской и террористической деятельности. В случае обнаружения такой информации Генеральный прокурор Российской Федерации (его заместитель) направляет в уполномоченный федеральный орган требование о принятии мер по ограничению доступа к ресурсам, распространяющим указанные призывы. Уполномоченный орган, в свою очередь, незамедлительно предъявляет операторам связи требование об ограничении доступа к ресурсу или к размещенной на нем противоправной информации. Также он определяет провайдера хостинга и уведомляет его о необходимости удалить эту информацию. Далее провайдер извещает об этом владельца информационного ресурса, который обязан без промедления удалить противоправную информацию и (или) ограничить доступ к ней. Об исполнении данной обязанности владелец должен сообщить уполномоченному органу. Последний принимает меры для возобновления доступа к информационному ресурсу. Федеральный закон вступил в силу 1 февраля 2014 г.

Глава III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

3.1. Воспитание патриотизма как фактор профилактики и противодействия распространению идеологии терроризма.

Формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся Важным периодом в развитии личности является юность – период освоения социальных ролей, период активного познания себя и поиска смысла жизни (И. С. Кон). Именно в юности развивается самосознание, гражданская позиция, система ценностных ориентаций и духовно-нравственных качеств молодого человека, гражданина своей страны. Другими словами, формируется «Я-концепция». В отечественной практике этот период совпадает с получением общего образования. Именно в это время происходит формирование личности и гражданина, а также формирование ценностно-смысловых отношений к различным сторонам жизни. Образование должно заложить в личность механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности. Государственная политика Российской Федерации в области образования основывается на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, воспитания молодежи в духе высокой гражданственности и любви к Родине, способствует охране жизни и здоровья человека. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отражена новая концепция интеллектуально-духовного развития личности обучающегося. В связи с этим фундаментальное значение приобретает воспитание у обучающихся, воспитанников патриотизма, формирование у них духовно-нравственных качеств. За последние годы в сфере образования проделана огромная работа по воспитанию у обучающихся, воспитанников патриотизма, неприятия идеологии экстремизма и терроризма, гармонизации межнациональных отношений. Так, в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов одним из компонентов основных образовательных программ, программ дополнительного образования детей является деятельность образовательной организации по патриотическому воспитанию, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, по формированию у обучающихся, воспитанников таких качеств, как любовь к Родине, уважительное отношение к своей семье, формирование ценностно-смыслового отношения к социокультурным ценностям. Кроме того, в содержании основной образовательной программы дошкольного образования по направлениям «Познавательное развитие» и «Социальнокоммуникативное развитие», в основных общеобразовательных программах общего образования в рамках освоения программ по учебным предметам «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание», «Истории» изучаются темы антиэкстремистской и антитеррористической направленности. Именно вышеназванная деятельность образовательных организаций с детьми, подростками и молодежью является основой информационного противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде. Также, образовательные организации составляют план по противодействию идеологии терроризма и экстремизма на учебный год, который должен иметь комплексный и системный характер. В плане отражаются направления «Просветительская деятельность с детьми»; «Просветительская деятельность с родителями»; «Организация информационного пространства»; «Мероприятия»; «Межведомственное сотрудничество». Останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо продолжать деятельность образовательных организаций всех уровней образования, в том числе дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, направленную на противодействие идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде. Изучив и проанализировав отечественную литературу в области профилактики и противодействия идеологии терроризма, мы пришли к выводу, что одной из основных причин вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность является несформированность мировоззрения в области безопасного поведения, противостояния зажигательным речам экстремисткой направленности. Другими словами – несформированность личности безопасного типа. Под личностью безопасного типа мы понимаем личность человека, у которого сформировано ценностно-смысловое отношение к жизни (своей и окружающих людей), которое проявляется посредством нравственного, законопослушного поведения. Под ценностно-смысловым отношением личности мы понимаем взаимодействие внутреннего мира человека с объективной действительностью, результатом которого является то или иное его поведение. Ценностно-смысловой уровень регуляции дает не готовые «рецепты» поведения, а вырабатывает алгоритм, который проявляется различными действиями. Например, любовь к Родине – это не правило, не мотив, а общий принцип соотнесения мотива, цели и средств достижения цели, реализуемый в конкретных ситуациях. Так, действия обучающихся по участию в «Вахте памяти», в шествии «Бессмертный полк», по участию в поисковых отрядах, по участию в Почетном карауле у Вечного огня, в период службы в Вооруженных Силах различны, но при этом реализуется одна и та же ценность – любовь к Родине. Исходя из вышесказанного, одной из основных задач, решаемых в системе образования, является поиск путей и способов формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся, воспитание патриотизма формирование личности безопасного типа у обучающихся, воспитанников как фактора профилактики и противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде. Решение проблемы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде невозможно без выдвижения новых социальных установок, интериоризация (присвоение) которых начинается в период получения общего образования. До сих пор вопросы противодействия идеологии экстремизма не связывались с проблемой личности, её целей, мотивов, потребностей и ценностно-смысловых отношений. Сформировать ценностно-смысловое отношение к жизни фронтально, сообщив обучающимся, воспитанникам правила поведения, заучив нормы и законы, невозможно. Этот процесс субъективный, длительный и сложный. Ценностно-смысловая направленность воспитательной работы педагогов реализуется в ходе организации образовательной деятельности обучающихся, воспитанников с применением смыслообразующих технологий. Образовательная деятельность обучающихся, воспитанников наполняется ситуациями творчества и переживания, во время занятий поддерживается самостоятельность в решении учебных ситуаций, что побуждает детей занять активную позицию. Для формирования личности безопасного типа мы предлагаем применять такие методы и технологии, которые обеспечивают интеграцию процесса познания с процессом осмысления. Это - метод проектов, мультимедийные технологии (проведение учебных занятий с применением мультимедийного комплекса, демонстрацией инфографики, видеороликов, фоторепортажей, анализом ситуацийупражнений, применением цифровых образовательных ресурсов), кейс - стади, тренинги, проблемные ситуации, анализ конкретных ситуаций, дискуссии, деловые игры. Таким образом, деятельность образовательных организаций всех уровней и видов образования, в том числе дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, направленная на формирование духовно-нравственных качеств и воспитание чувства патриотизма у обучающихся, воспитанников, является основой противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде. С другой стороны, именно эта деятельность направлена на решение поставленных задач в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года перед системой образования.

3.2. Методические основы организации учебных занятий по проблеме экстремизма и терроризма

Для современной России, как и для всего мирового сообщества, терроризм является серьезным вызовом национальной безопасности. Анализируя литературу и нормативные документы по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что профилактика распространения экстремизма и терроризма должна начинаться с идеологического воспитания современной молодежи в образовательных организациях. Это утверждение обусловлено тем, что, в условиях роста радикализации сознания молодежи, экстремизма, усиления распространения идеологии экстремизма, а также возрастания террористических угроз, именно молодежь становится основной «группой риска». Таким образом, систематическое проведение учебных занятий по антитеррористической тематике (далее – учебные занятия) в общеобразовательных организациях является достаточно значимой деятельностью общеобразовательных организаций. Под учебными занятиями мы понимаем такие формы работы с обучающимися, как урок, интегрированный урок (ОБЖ, история, обществознание, география), тематические классные часы, дискуссионные площадки, круглые столы, конференции, социально-значимые проекты и т. д. Стратегическая цель учебных занятий заключается в формировании устойчивости подростков и молодежи к восприятию идеологии экстремизма и терроризма. Кроме того, целью учебных занятий можно определить формирование коммуникативной, социально-психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций у обучающихся. Воспитательные задачи учебных занятий могут быть сформулированы следующим образом:

▪ формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности обучающихся;

▪ формирование представления о роли семейного воспитания в преодолении негативных этноконфессиональных установок;

▪ создание представления о межкультурном и межконфессиональном диалоге как консолидирующей основе людей различных национальностей и вероисповеданий в борьбе против глобальных угроз терроризма;

▪ выработка умения, готовности и способности к взаимодействию в поликультурной среде.

3.3. Методика проведения учебных занятий в контексте профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи

Организация образовательной деятельности обучающихся должна быть построена на принципе возрастной адекватности. Настоящие Рекомендации рассчитаны на учащихся двенадцати – семнадцати лет. Детей более раннего возраста нецелесообразно посвящать в тонкости угроз, вызываемых распространением идей терроризма и религиозного политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни. Информацию о преступной сущности идеологии экстремизма и терроризма, дети в более раннем возрасте могут воспринимать не как установку на отторжение указанной идеологии, а в качестве «примера для подражания» (социальные педагоги и школьные психологи отмечают, что нечто подобное можно наблюдать при беседах с детьми о вреде психоактивных веществ, в частности, ингалянтов). Это обусловлено тем, что дети в возрасте до двенадцати лет в силу психофизиологических возрастных особенностей еще не в полной мере воспринимают истинный смысл слова «нет», как бы пропуская его «мимо ушей». Например, если учитель говорит: «Не забудь!», то, как показывает практика, ребенок своим «внутренним» слухом слышит: «Забудь!» и т. д. У детей младшего школьного возраста (7–11 лет) целесообразно воспитывать чувство любви к малой Родине, к своей стране (не противопоставляя эти понятия), чувство дружбы, взаимовыручки, взаимопонимания, формировать умение слушать и слышать сверстников и взрослых, умение управлять негативными эмоциями, что является задачами курса ОРКСЭ, а также целью внеурочной деятельности на уровне начального образования. Проблема терроризма и экстремизма должна изучаться на уроках по «Основам безопасности жизнедеятельности», «Истории» и «Обществознанию», а также во внеурочной деятельности – на тематических классных часах, дискуссионных площадках, круглых столах, заседаниях школьного актива или при разработке социально-значимых проектов. Методика проведения учебного занятия должна быть построена по классическому принципу дидактики:

– предварительная работа;

– вводная часть (мотивационный этап);

– основная часть;

– заключительная часть (рефлексия).

Предварительная работа должна начинаться за день – два до учебного занятия. На данном этапе можно дать задание обучающимся, например, собрать инфографику по теме «Экстремизм и терроризм» (Приложение 5), фото и видеофакты свершившихся терактов, последствий терактов. Цель предварительной работы заключается в том, чтобы постепенно подвести обучающегося к правильному восприятию проблемы распространения идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи, которая в дальнейшем будет раскрыта на уроке или на занятиях во внеурочной деятельности. Продолжительность рассмотрения проблемы экстремизма и терроризма будет зависеть от формы проведения учебного занятия и от возраста детей. Так, если это урок по «Основам безопасности жизнедеятельности», «Истории» или «Обществознанию» в шестом – седьмом классе, то продолжительность изложения учебного материала 14–15 минут. Если это урок по «Основам безопасности жизнедеятельности», «Истории» и «Обществознанию» в восьмом – девятом – десятом – одиннадцатом классе, то продолжительность изложения учебного материала 16–18 минут. Это связано с законами детской возрастной физиологии: удерживать активное внимание ребенка можно на протяжении ограниченного времени. Далее наступает утомление нервной системы, которое проявляется в потере интереса обучающегося к происходящему. Наша же задача заключается в том, чтобы подаваемая учителем информация сработала эффективно. Во водной части занятия, которая называется мотивационной, раскрывается актуальность проблемы распространения идеологии экстремизма и терроризма. В этой части можно продемонстрировать инфографику, фото и видеоматериал, который обучающиеся подготовили в период предварительной работы. Также, учитель должен предоставить статистические данные о распространенности экстремизма и терроризма в нашей стране и за рубежом. В ходе основой части, дается информация, раскрывающая преступную сущность идеологии экстремизма и терроризма. В этой же части необходимо раскрыть термины и понятия «экстремизм», «терроризм», «экстремистская и террористическая деятельность» и проверить методом задавания вопросов, правильно или нет, восприняли обучающиеся преподнесенный материал. Учитель совместно с обучающимися должен раскрыть суть и опасность угроз, вызываемых распространением идей терроризма и религиозного политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни. Также в основной части раскрывается деятельность Национального антитеррористического комитета как основы системы противодействия распространению экстремизма и терроризма на территории Российской Федерации. Здесь же следует акцентировать внимание обучающихся на административной и уголовной ответственности граждан за противоправную деятельность. При этом необходимо воспользоваться учебно-наглядными пособиями, которые на визуальном уровне содействуют более эмоциональному восприятию подростками указанных угроз, пониманию их крайней опасности не только для себя лично, но и для всех окружающих, одноклассников, друзей, родных и близких. С этой целью рекомендуем использовать материалы (контент) средств массовой информации – печатной периодики, Интернет-изданий только из официальных источников. В заключительной части учебного занятия, которая носит функцию рефлексии (анализа), рекомендуем подвести итог в виде краткого повторения проработанного материала во вводной и основной части. При этом следует обязательно и незамедлительно проводить совместный с подростками критический анализ, в ходе которого показать разрушительность экстремистских постулатов, противоречащих нормальному развитию общества, а также потребности человека в ощущении безопасности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Основные понятия темы «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде» (извлечения из Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»)

Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативнобоевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. Место массового пребывания людей – это территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. Символика экстремистской организации – символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Экстремистская деятельность (экстремизм):

• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

• совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы; Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Приложение 2

Примерные темы для проведения учебных занятий по проблеме противодействия идеологии экстремизма и терроризма
(Для обучающихся шестых – одиннадцатых классов)

Тема 1. Исторические корни и эволюция терроризма.
Предыстория терроризма. Идейные основы европейского революционного террора. Первый теоретик терроризма (М. Робеспьер). Политический террор. Истоки терроризма в России. Революционный террор в России (вторая треть ХIХ – начало ХХ вв.). Американский рок. Османская модель. «Белый» и «красный» террор в России.

Тема 2. Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности. Определение понятия «терроризм». Общая характеристика терроризма как идеологии насилия. Зарубежный опыт законодательного определения терроризма. Причины и факторы современного терроризма. Коррупция как один из ключевых факторов возникновения идеологии терроризма в современной России. Незаконная миграция как одна из главных причин ксенофобии и мигрантофобии. Структурные элементы терроризма. Разновидности терроризма. Природа этнорелигиозного терроризма.

Тема 3. Международный терроризм как глобальная геополитическая проблема современности. Сущность и идеология современного международного терроризма. Международное сотрудничество в противодействии терроризму. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. Международная стратегия противодействия идеологии терроризма в условиях глобализации. Международный опыт профилактики терроризма.

Тема 4. Виды экстремистских идеологий как концептуальных основ идеологии терроризма. Идеология крайнего национализма (шовинизма). Идеология расизма. Идеология неонацизма. Идеология сепаратизма. Идеология ваххабизма. Общие негативные антиобщественные качества (антигуманизм, ставка на насилие и др.).

Тема 5. Особенности идеологического влияния террористических сообществ на личность человека. Специфика преступных идеологем террористов. Особенности их лозунгов, методов «защиты» веры, этнонациональных прав, интересов личности. Региональные особенности распространения идеологии терроризма. Факторы, влияющие на формирование идеологии участников террористических групп и организаций, а также их пособников и сочувствующих.

Тема 6. Идеология терроризма и «молодежный» экстремизм. Понятие и сущность «молодежного экстремизма». Причины «молодежного экстремизма». Факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на формирование «молодежного экстремизма». Основные формы проявления «молодежного экстремизма». Отличие «молодежного экстремизма» от экстремизма вообще.

Тема 7. Современная нормативно-правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации. Правовые основы и принципы государственной политики в сфере противодействия терроризму. Особенности государственной политики по противодействию терроризму в современной России. Юридические и организационные аспекты профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-Ф3. Сущность основных понятий и терминов, применяемых в указанном законодательном акте.

Тема 8. Общественная безопасность как часть национальной безопасности Российской Федерации. Сущность понятия «национальная безопасность». Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Формирование антитеррористической идеологии как фактор общественной безопасности в современной России. Сущность понятия «общественная безопасность». Правовая основа обеспечения общественной безопасности в РФ. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 20 ноября 2013 года. Терроризм как один из основных источников угроз общественной безопасности в современной России.

Тема 9. Кибертерроризм как продукт глобализации. Глобальное развитие информационных технологий. Двойственность роли информационно-коммуникационных технологий. Злоупотребление высокими технологиями как фактор возникновения кибертерроризма. Сущность понятий кибертерроризма. Общая характеристика и отличительные черты от терроризма вообще. Противодействие кибертерроризму как важная государственная задача по обеспечению информационной безопасности гражданского населения. Информационное противодействие идеологии терроризма.

Тема 10. Интернет как сфера распространения идеологии терроризма. Социально важные функции Интернета: коммуникативная; интегрирующая; актуализирующая; геополитическая; социальная. Способы использования террористами Интернета. Общая характеристики террористических сообществ в Интернете. Интернет как идеологическая площадка для пропаганды, вербовки сторонников террористов, а также потенциальных исполнителей актов террора. Компьютерные игры как способ вовлечения подростков и молодежи в террористическую деятельность при помощи Интернета.

Тема 11. Законодательное противодействие распространению террористических материалов в Интернете. Международное законодательство. Международные стандарты в области предупреждения преступлений в информационно-коммуникационной сфере. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конвенция Совета Европы «О киберпреступности» ETS № 185 от 23 ноября 2001 г. Международный опыт противодействия терроризму в сфере информационно-коммуникационных технологий. Российское законодательство. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года.

Тема 12. Проблемы экспертизы информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма. Нормативно-правовая база и организационные аспекты назначения экспертиз информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма (включая и материалы из Интернета). Сущность и особенности методики комплексных психолого-лингвистических экспертиз.

Тема 13. Патриотизм ─ гражданское чувство любви и преданности Родине. Сущность понятия «патриотизм». Основные характеристики. Патриотизм как положительный нравственный принцип и антипод шовинизма. Участие социальных институтов (государства, школы, СМИ, семьи и др.) в формировании патриотизма. Семья и школа как основные социальные институты в сфере формирования патриотизма. Патриотизм ─ ключевой фактор идентичности и сопричастности учащихся к истории Родины.

Тема 14. Межнациональная и межконфессиональная толерантность как составная часть патриотизма. Сущность понятия «толерантность». Общая характеристика и виды толерантности. Межнациональная толерантность и веротерпимость. «Зеркальная» межнациональная толерантность. Факторы, влияющие на формирование толерантности у обучающихся (учащихся). Общечеловеческие ценности и права человека. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей. Взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у подростков (молодежи). Методы воспитания толерантности у обучающихся (учащихся), формирования гуманистических ценностей. Специфика воспитания толерантности у учащихся различного возраста.

Приложение 3

Примерные темы для проведения бесед с родителями по проблеме противодействия идеологии экстремизма и терроризма
(Для родителей обучающихся шестых – одиннадцатых классов)

Тема 1. Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности. Определение понятия «терроризм». Общая характеристика терроризма как идеологии насилия. Причины и факторы современного терроризма. Коррупция как один из ключевых факторов возникновения идеологии терроризма в современной России. Незаконная миграция как одна из главных причин ксенофобии и мигрантофобии. Структурные элементы терроризма. Разновидности терроризма. Природа этнорелигиозного терроризма.

Тема 2. Виды экстремистских идеологий как концептуальных основ идеологии терроризма. Идеология крайнего национализма (шовинизма). Идеология расизма. Идеология неонацизма. Идеология сепаратизма. Идеология ваххабизма. Общие негативные антиобщественные качества (антигуманизм, ставка на насилие и др.).

Тема 3. Особенности идеологического влияния террористических сообществ на личность человека. Специфика преступных идеологем террористов. Особенности их лозунгов, методов «защиты» веры, этнонациональных прав, интересов личности. Региональные особенности распространения идеологии терроризма. Факторы, влияющие на формирование идеологии участников террористических групп и организаций, а также их пособников и сочувствующих.

Тема 4. Современная нормативно-правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации. Правовые основы и принципы государственной политики в сфере противодействия терроризму. Особенности государственной политики по противодействию терроризму в современной России. Юридические и организационные аспекты профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».

Тема 5. Интернет как сфера распространения идеологии терроризма. Социально важные функции Интернета: коммуникативная; интегрирующая; актуализирующая; геополитическая; социальная. Способы использования террористами Интернета. Общая характеристики террористических сообществ в Интернете. Интернет как идеологическая площадка для пропаганды, вербовки сторонников террористов, а также потенциальных исполнителей актов террора. Компьютерные игры как способ вовлечения подростков и молодежи в террористическую деятельность при помощи Интернета.

Тема 6. Законодательное противодействие распространению террористических материалов в Интернете. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года.

Тема 7. Проблемы экспертизы информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма. Нормативно-правовая база и организационные аспекты назначения экспертиз информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма (включая и материалы из Интернета).

Тема 8. Патриотизм ─ гражданское чувство любви и преданности Родине. Патриотизм как положительный нравственный принцип и антипод шовинизма. Семья как основной социальный институт в сфере формирования патриотизма. Патриотизм ─ ключевой фактор идентичности и сопричастности учащихся к истории Родины.

Тема 9. Межнациональная и межконфессиональная толерантность как составная часть патриотизма. Сущность понятия «толерантность». Общая характеристика и виды толерантности. Межнациональная толерантность и веротерпимость. Факторы, влияющие на формирование толерантности у обучающихся (учащихся). Взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у подростков (молодежи). Методы воспитания толерантности у обучающихся (учащихся), формирования гуманистических ценностей. Специфика воспитания толерантности у учащихся различного возраста. 





 

График работы театра:
Администрация: 
09:00 -17:00. 
Творческий состав:
11:00-17:00.