Террористическая идеология: сущность и проблемы противодействия террору

Террористическая идеология: сущность и проблемы противодействия террору

1
1 Ноября 2023

Террористическая идеология: сущность и проблемы противодействия террору

В начале третьего тысячелетия терроризм, представляющий собой сложное социально-политическое явление, сформировался в многофункциональную систему, объединяющую определенные социальные силы и способную в целях ведения политической борьбы со своим противником воздействовать на общественное сознание, материальную среду и организационные структуры. Терроризм как угроза безопасности государства, общества и человека основывается на трех базовых элементах - террористической идеологии; организационном процессе, направленном на реализацию террористических идей; террористической деятельности. Острейшая опасность современного терроризма заключается в существенном росте числа преступлений при жестокости их исполнения. В настоящее время терроризм угрожает национальной безопасности Российской Федерации, ее территориальной целостности. Масштабы и степень идеологического воздействия на общество, формы и методы, используемые террористами, силы и средства распространения идеологии терроризма в настоящее время таковы, что, в целом, приобрели значение самостоятельного фактора. Этот фактор порождает возникновение и распространение в определенных группах населения экстремистских и террористических настроений, готовность к участию в террористической и иной экстремистской деятельности, желание участвовать в совершении террористических преступлений при мотивации допустимости, необходимости и «справедливости» применения террористического насилия. Дело в том, что идеология терроризма основывается на физическом, образовательном, информационном, эмоциональном и религиозном вандализме. Ее цель в разрушении культуры. Базой выступает сознательное игнорирование объективных, исторически обусловленных различий между национальными культурами. Провоцируемое таким образом непонимание между народами в большинстве случаев является корнем агрессии; характеризуется навязыванием этических и моральных норм одной культуры другим прочим как единственно возможных в устройстве миропорядка. Как показывают последние по времени варварские разрушения боевиками-наемниками ИГИЛ храмов древней Пальмиры, культура является приоритетной целью терроризма. За террористическими акциями просматривается политический план, но эта философия действия использует две отправные точки: религию и культуру (для нападения выбираются места, которые являются частью мирового культурного наследия или общественно значимые объекты ─ театры, школы, архитектурные сооружения и др.). Используются новые коммуникационные и информационные технологии, участники акций тщательно готовят сценарии своих нападений для последующего использования при транслировании изображений того или иного события. Вырабатываются стратегии отчуждения, нацеленные на разрушение доминирующей культуры, которая распространяет свое влияние без учета национальных ценностей и спасение ищут в ее разрушении, а не в попытках ведения диалога. Преступная террористическая идеология, являясь в максимальной степени идеологией насилия, постоянно подпитывается субстратом экстремистских идеологий (идеологии экстремизма, идеологии расизма, идеологии фашизма, идеологии шовинизма, идеологии религиозного политического экстремизма). В современном обществе религиозный экстремизм пытается изменить государственный строй или насильно захватить власть, нарушить территориальную целостность государства. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей отличает современный религиознополитический экстремизм, который выдвигает на первый план свои религиозные постулаты и лозунги. Современный религиозно-политический экстремизм неотделим от терроризма. Наиболее ярко выраженное проявление экстремизма представляют собой призывы к свержению существующего социально-политического строя.В частности, именно об этом 20 ноября 2014 года заявил Президент России В.В. Путин на заседании Совета безопасности РФ, на котором рассматривалась государственная концепция противодействия экстремизму. Президент призвал не допустить «цветную» революцию в России, особо подчеркивая, что «разжигание конфликтов между людьми разных национальностей и верований, пропаганда националистической идеологии, массовые нарушения общественного порядка на этой почве, призывы к насильственному свержению существующего строя ─ это прямое проявление антинародного мышления, прямое проявление экстремизма»1 . Глава российского государства призвал участников Заседания учесть уроки других стран, где «экстремизм используется как институт геополитики», а также назвал три основных направления противодействия экстремизму: ▪ повышение внимания к межнациональным отношениям; ▪ работу с молодежью; ▪ совершенствование миграционной политики, поскольку «незаконная, неконтролируемая миграция ─ это питательная среда для преступности»2 . Уже стал аксиоматичным тезис, согласно которому только правоохранительным органам и спецслужбам с решением целого комплекса задач по пресечению распространения идеологии терроризма и экстремизма не справиться. К этому должны быть подключены все уровни власти, система образования, политические партии, структуры гражданского общества, правозащитные организации, а также представители традиционных религий России. Особое значение в современных условиях приобретает последовательное выполнение субъектами антитеррора Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации до 2018 г., утвержденного Президентом России. Четко определенный в Плане многопрофильный комплекс мер противодействия угрозе терроризма предполагает активное участие в реализации намеченной системы мероприятий широкого круга государственных органов и субъектов, гражданского общества при организующей роли всей вертикали противодействия терроризму во главе с Национальным антитеррористическим комитетом (НАК) ─ от федерального до муниципального уровня. В этом далеко не простом процессе особое значение приобретает четкое знание и понимание угроз, вызываемых распространением идей терроризма и религиозного политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни. Это позволит вести грамотную превентивную политику по борьбе с терроризмом. Предупреждение должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения. В том числе крайне важно внедрять в образовательный процесс учебные материалы, разъясняющие сущность терроризма как страшной угрозы 21 века. Именно этой проблематике и посвящены настоящие методические рекомендации. В организации профилактики терроризма очень важным является вопрос об организации идеологического противоборства. Действительно, роль идеологического компонента важна как при формировании террористических угроз, так и при организации эффективного противодействии этим угрозам. Террористическая идеология ─ это та мощная пружина, которая способна раскрутить маховик террористической деятельности, втягивая в нее целые группы, слои населения, этносы, сплачивая их для достижения неких витальных целей, даже если пути достижения этих целей носят насильственный и преступным характер. В то же время было бы не вполне корректным абсолютизировать роль идеологического фактора в воспроизводстве терроризма. Его главные корни произрастают из масштабных конфликтов в области экономики и социальной сферы, обострения политического противостояния и межнациональных отношений. При этом любая акция терроризма продукт взаимодействия совокупности негативных объективных факторов действительности и негативных же криминогенных субъективных характеристик, присущих личностям террористов. И все же нельзя недооценивать роль идеологии в распространении террористических угроз. Идеология ─ это тот элемент террористической деятельности, который можно использовать для ее идентификации и отграничения от общеуголовной преступности. Совершенно очевидно, что идеологическое начало в терроризме формирует субъективную сторону состава террористического преступления и его цель, анализируя которые, специалисты отвечают на вопрос: с чем мы имеем дело ─ с актом терроризма или с корыстным преступлением, осуществленным с использованием террористических методов и имеющим в этой связи по объективной стороне сходство с преступлением террористического характера. Для субъектов терроризма просто необходим объединяющий идеологический стержень, способный не только сплотить людей в коллектив единомышленников, но и оправдать саму террористическую деятельность. Осуществляется это путем создания и культивирования в террористической организации некой «идеологии для внутреннего пользования» ─ идеологического суррогата, в котором подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия морали и нравственности, добра и зла. Характерными чертами террористической идеологии являются присущие ей категоричность, безапелляционность, агрессивность; жесткое деление социума на «своих» и «чужих», «плохих» и «хороших»; представление действительности в виде крайне контрастного сочетания «черного» и «белого» без промежуточных оттенков. Следует отметить паразитический характер идеологии терроризма. Действительно, ведь собственно идеологии терроризма как некой единой универсальной концепции использования методов устрашения для достижения политических целей не существует. Мы имеем дело с разновидностями террористической идеологии, активно паразитирующими на уже сформировавшихся ранее идеологических и политических концепциях, религиях, традициях, обычаях, лозунгах. Террористическая идеология как бы вползает в чужую одежду, подгоняя ее под себя и маскируя свои негативные и отталкивающие качества, упоминавшиеся ранее, положениями, установками, тезисами, лозунгами, которые уже давно усвоены и внедрились в сознание людей, не вызывая отторжения. При этом в интересах организаторов террористической деятельности зачастую осуществляется подмена понятий, подтасовка фактов объективной реальности, «выдергиваются» из общего контекста и гипертрофировано преподносятся одни постулаты и установки эксплуатируемой идеологии и замалчиваются другие. При формировании террористической идеологии в качестве ее основы может выступать национализм, клерикализм, сепаратизм, политический экстремизм левого или правого толка, различные социальные концепции, а иногда и просто некая фантастическая идея, возникшая в недрах какой- нибудь новомодной секты из числа представителей расплодившихся нетрадиционных религий. В этой связи крайне важной является проблема установления механизма и (самое главное!) степени влияния преступной сущности идеологии терроризма и угроз, вызываемых распространением идей терроризма и экстремизма, в отношении разных категорий детей и молодежи. Представляется, что в данном случае речь должна идти, вопервых, о точном выделении указанных категорий (то есть, дети и молодежь без отклонений в психофизиологическом развитии, а также трудновоспитуемые, девиантные подростки, деприванты3 и т.п.). При выделении таких категорий следует в обязательном порядке учитывать индивидуально-психологические свойстваребенка, подростка (и т.п.), а также конкретные обстоятельства и неблагоприятные условия воспитания, которые способствовали возникновению различных асоциальных проявлений и отклонений. Во-вторых, необходимо также выделить и подкатегории (имеющие ряд уточняющих характерных признаков: любимый и нелюбимый ребенок; из полной или неполной семьи и т.п.) В-третьих, необходимо учитывать такой немаловажный фактор, что в последнее время среди детей наблюдаются игромания, компьютеромания и мания виртуальной реальности. Кстати, установление устойчивой компьютерной зависимости среди детей и подростков (а также и у представителей молодежи), на наш взгляд, в настоящее время представляет собой один из существеннейших факторов, которые имеет феноменальное воздействие на еще неокрепшее сознание детей и подростков. Дело в том, что экстремистский и/или террористический контент, получаемый подростком (молодым человеком) из соответствующей соцсети, может быть им воспринят в качестве элемента «он-лайновой» игры, в которой (исподволь) те же вербовщики ИГ имеют возможность для рекрутирования первого в ряды своих сторонников. С нашей точки зрения, в «группу риска» вполне могут попасть, прежде всего, трудновоспитуемые, девиантные подростки, деприванты. Думается, что своеобразными «лидерами» в этом являются девиантные подростки, поскольку идеи экстремизма или терроризма, воспринимаемые ими, представляют для них как раз «норму», так как их сознание воспринимает реальную действительность как своеобразное «кривое зеркало». В этой связи красиво «упакованная» идеологема терроризма воспринимается девиантами как призыв «разбить это зеркало», что бы мир стал им более «понятным и своим». В ситуациях, когда терроризм пытаются превратить в средство разрешения политических споров, следует четко различать мотивацию преступной деятельности у организаторов акций терроризма и у рядовых исполнителей этих акций. Действительно, если речь идет о террористической деятельности, опирающейся на какую-то идеологию (националистическую, религиозную, политическую, классовую), то для людей, непосредственно ее осуществляющих, террористическая идеология, которая им насаждается инспираторами терроризма, является главным критерием оценки своих действий, жизненным компасом, руководством к действию. Поступки же организаторов террористической деятельности должны оцениваться с использованием других критериев. Чаще всего ─ это удовлетворение собственных амбиций, достижение власти и материального благополучия. Этим инспираторы терроризма конца XX века коренным образом отличаются от своих предшественников столетней давности, когда субъектам террористической деятельности вне зависимости от их ранга в иерархии террористической организации были присущи идеализм, фанатизм, жертвенность. Сегодняшние же организаторы и руководители различных террористических структур отличаются исключительным рационализмом. У них, как и у некоторых политических перевертышей из среды партноменклатуры прежних лет, заготовлено два «комплекта» идеологии и нравственности: один для тех, кого они вовлекают в террористическую деятельность красивыми и привлекательными лозунгами, а другой ─ для себя и своих близких. Примером такого двуличия могут служить идеологии террористических организаций, действующих от имени и под прикрытием ислама в различных регионах планеты. Их руководители в качестве исполнителей своих преступных замыслов готовят молодых людей и даже подростков, набираемых из среды малограмотных и неимущих мусульман. В результате интенсивной психологической и идеологической обработки неофиты терроризма становятся послушным орудием в руках своих руководителей и готовы исполнить любой исходящий от них приказ. Следует особо подчеркнуть, что идеологическая обработка граждан любой страны, в особенности не имеющих жизненного опыта и достаточного образования молодых людей, не представляет большого труда, если девальвированы понятия патриотизма, интернационализма, коллективизма, чувства долга и чести. В России это обусловлено потоком идеологических поделок в основном зарубежного производства. Много средств и усилий потрачено на попытки вестернизировать менталитет россиян, для чего используется пропаганда культа сильной личности, индивидуализма, достижения материального благополучия любыми способами. Массированное наступление на общественное сознание осуществляют и проповедники нетрадиционных для России религий. Периоды социальнополитических изломов всегда сопровождается глубоким кризисом в области идеологии, нарушением духовного единства различных слоев и групп общества. Возникают и начинают активно циркулировать самые различные идеологические течения. Появляются многочисленные колдуны, экстрасенсы, астрологи, предсказатели, маги, врачеватели. Они заявляют потерявшим идеологическую ориентацию и социальную опору людям, что знают ответы на любые самые сложные вопросы современности и могут показать выход из создавшегося кризисного положения. И люди, поддающиеся внушению (а их доля в обществе в периоды социальнополитических изломов также возрастает), как утопающий за соломинку хватаются за протянутую новоявленными миссионерами руку для того, чтобы обрести хотя какую-нибудь опору и определенность в этой жизни, ставшей вдруг такой непонятной и чужой. К сожалению, приходится констатировать, что на данный момент в России сложилась благоприятная атмосфера для «улавливания молодых душ» и возможности их дальнейшего использования в самых различных целях, вплоть до антиконституционных, противоправных, террористических. Разумеется, лишь малая часть молодых людей, утративших идеологические и духовные ориентиры, может быть увлечена террористической идеологией, и уж тем более незначительное число граждан способно перейти к практике терроризма (для этого необходимы и дополнительные условия внешней среды и особый набор личных обстоятельств и качеств человека), однако недооценивать важность борьбы с террористическими идеями нельзя. Проведенный в 2013 году социологический опрос показал следующее. Среди причин роста терроризма в России респонденты указали: 26% - ухудшение социально-экономического положения населения; 19% - усиление противоборства криминальных группировок; 13% - расслоение населения по имущественному признаку; 8% - деятельность национальнои регилиозно-экстремистских группировок; 8% - приграничное положение, близость к местности, где происходят межнациональные конфликты, войны; 7% - рост числа безработных в самых различных социальных группах; 7% - приток мигрантов из стран ближнего зарубежья; 5% - рост национального самосознания, стремление этнических групп к национальному обособлению; 4% - деятельность или влияние зарубежных террористических групп; 3% - факторы дискриминации отдельных национальных общностей. Среди иностранных боевиков, воюющих на стороне террористов в Сирии и Ираке, каждый четвертый ранее проживал на территории Европы. Об этом заявил 11 ноября 2015 г. на региональной конференции Международной ассоциации прокуроров, которая проходит в Сочи, генеральный директор по правам человека и верховенству права генерального секретариата Совета Европы Филипп Буайя, по информации «Интерфакс». «Сегодня есть более 25 тысяч боевиков родом из более 100 стран мира, воюющих в Сирии и Ираке, и среди них - 6 тысяч европейцев», - отметил Буайя. По его словам, многие мужчины, женщины и даже дети покидают свои семьи, дома и друзей, чтобы умереть как мученики за дело, противоречащее европейским принципам и ценностям, некоторые из них представляют реальную угрозу своим государствам по возвращению на родину: они либо осуществляют теракты, либо занимаются вербовкой других людей. Необходимо обратить внимание на то, что в эпицентре идеологического противоборства субъектов террористической деятельности и государства находится население. Действительно, именно сознание граждан, общественное мировоззрение выступают в данном случае одновременно в роли цели и объекта информационно-психологического воздействия. И здесь государство не имеет права проиграть, поскольку в данном случае будут созданы условия, благоприятствующие разрастанию масштабов терроризма. Аналогично любой иной деятельности, имеющей стратегические цели, осуществляемой комплексно, на концептуальной основе, противодействие идеологии экстремизма и терроризма, а также формирование анти экстремистского и антитеррористического сознания в обществе должны проводиться на базе научно обоснованных принципов. Представляется, с учетом специфики данного направления деятельности, в качестве ее принципов могут быть названы следующие: ▪ сочетание интересов личности, общества и государства; ▪ уважительное отношение к различным культурам, идеологическим воззрениям, религиозным верованиям, традициям, кроме тех, которые предполагают использование насилия или его пропаганду; ▪ декларация недопустимости использования нелегитимного насилия под любым политическим, социальным или идеологическим обоснованием; ▪ тесное сотрудничество государства, общественных организаций, политических партий, религиозных объединений, предпринимательского сообщества, средств массовой информации; ▪ комплексное использование всех имеющихся сил, средств, форм и методов; ▪ активность, наступательность. Главной целью противодействия идеологии терроризма, как представляется, следует рассматривать формирование в обществе антитеррористического мировоззрения в интересах привития населению иммунитета к попыткам вовлечения в террористическую деятельность, сокращения социальной базы поддержки террористов и решительного осуждения применения террористических методов под любыми лозунгами и идеологическими установками. Для достижения названной цели необходимо осуществлять комплексное решение ряда задач, к которым относятся: ▪внедрение в общественное сознание толерантности, уважения и правильного понимания многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности; ▪ совершенствование правового обеспечения всех направлений противодействия террористическим угрозам с одновременным повышением уровня правовой анти экстремистской и антитеррористической культуры населения, прежде всего подростков и молодежи; ▪ разъяснения подросткам и молодежи, которые наиболее подвержены воздействию террористической и в целом экстремистской идеологии, разрушительной противоправной человеконенавистнической сущности терроризма; ▪ внедрение в общественное сознание россиян убеждения в бесперспективности и деструктивности использования устрашающего насилия для достижения каких бы то ни было целей, под какими бы то ни было лозунгами; ▪ доведение до населения на конкретных примерах стратегической государственной позиции о неотвратимости и жесткости наказания за совершение актов терроризма; ▪ формирование положительного имиджа органов исполнительной власти и сотрудников специализированных подразделений спецслужб и правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, а также мотивации у гражданского населения по оказанию помощи государству в противодействии терроризму; ▪ разоблачение мифов, героизирующих террористическую и в целом экстремистскую деятельность, демонстрация лицемерия организаторов и спонсоров терроризма, развенчание их внешне привлекательных лозунгов и пропагандистских приемов; ▪ формирование у граждан готовности оказать активное противодействие экстремистам, поддержать действия государства, направленные на подавление нелегитимного насилия; ▪ воспитание среди населения законопослушности, уважительного отношения к представителям органов власти, правам и свободам всех членов общества; ▪ формирование и поддержание стимулов в среде творческой интеллигенции и представителей средств массовой информации к созданию художественных, публицистических, документальных и иных произведений, направленных на формирование антитеррористического сознания в обществе, ▪ а также другие задачи, решаемые в политической, социальной, правовой, идеологической, духовной и иной сферах. Террористические угрозы Под террористическими угрозами следует понимать угрозы, вызываемые распространением в обществе идей терроризма. В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», «терроризм ─ это идеология насилия…». Совершенно очевидно, что в основе насилия, в самой его природе лежит агрессия, агрессивность, как правило, порождаемые недовольством различного характера (личного и/или социального). Всплески недовольства, агрессивности могут являться важнейшими причинами возникновения кризисных ситуаций. Как отмечал в свое время австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоанализа 3. Фрейд, склонность к агрессивному поведению является неистребимым человеческим инстинктом, а эволюция цивилизации ─ непрерывным процессом внутренней борьбы между инстинктами «сохранения и воспроизводства жизни» и инстинктом «агрессии и истребления». Террористические угрозы можно рассматривать как попытку психологического самосохранения народа за счет переноса деструктивного влечения к самоуничтожению со своего народа на другие. История, по Фрейду, определяется взаимодействием и соотношением присущих человеку влечений к жизни и к смерти. Соответственно этому имеют место прогресс или регресс, мир или война. Немецкий психоаналитик А. Мигерлих считал, что избежать агрессии невозможно и общество периодически дает своим членам разрешение на убийство представителей своего рода, которые объявляются заклятыми врагами. Проблеме единства физиологии и психологии человека значительное внимание уделяли классики этологии К. Лоренц и Н. Тинберген.По утверждению К. Лоренца, агрессивный инстинкт у человека выработан в результате генетической селекции, человек не в состоянии управлять своей агрессивностью и периодически движим силами врожденного агрессивного территориального инстинкта. К основным террористическим угрозам относятся: ▪ нападение на политические и экономические объекты (захват, подрыв, обстрел и т.д.); ▪ взрывы и другие террористические акты в местах массового пребывания людей; ▪ похищение людей и захват заложников; захват воздушных судов и других транспортных пассажирских средств; ▪ нападение на объекты так называемой «критической инфраструктуры» (потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима); ▪ вывод из строя систем управления авиационным и железнодорожным движением, силовых линий электроснабжения.





 

График работы театра:
Администрация: 
09:00 -17:00. 
Творческий состав:
11:00-17:00.